Наверх

«Во внедрении дополнительного контроля должны быть заинтересованы в первую очередь сами нефтяные компании»

Дата публикации: 20 декабря 2021

В этом году часто поднималась тема безопасности трубопроводов и качества транспортируемой нефти. Каким образом решаются проблемы и на каком этапе находятся решения по законодательным инициативам в этом сегменте сегодня, «Нефтегазовая Вертикаль» спросила у советника президента, заместителя вице-президента ПАО «Транснефть» Игоря Кацала.

НГВ: В 2019 году в крупнейшую в мире систему магистральных нефтепроводов «Дружба» попали хлорорганические соединения и 5 млн тонн нефти признали некондиционными. Как Вы оцениваете данную ситуацию? Каким образом компания решала вопрос с устранением последствий? Известны ли сегодня причины данного происшествия?

И. Кацал: Ситуация с загрязнением системы магистральных нефтепроводов хлорорганикой в апреле 2019 года, объективно, была чрезвычайной и потребовала чрезвычайных оперативных действий всех профильных специалистов компании по преодолению возникших последствий.

Невзирая на пессимизм и упаднические высказывания аналитиков и отдельных ученых, нам удалось в течение одного месяца локализовать проблему, а в течение другого месяца - восстановить экспорт нефти по нефтепроводу «Дружба» в ранее запланированных объемах.

Качество нефти на западных границах экспортных направлений российской нефти было восстановлено достаточно оперативно, и здесь с благодарностью я могу отметить в этой работе наших партнеров по Международной Ассоциации Трубопроводных Организаций, такие компании, как МОЛ (Венгрия), Транспетрол (Словакия) и УкрТранснафта. К сожалению, белорусские коллеги отказались от выполнения комплекса технологических мероприятий по нормализации некондиционной нефти, что в значительной мере осложнило в целом устранение последствий инцидента и впоследствии увеличило сроки исправления загрязненной нефти, локализованной в резервуарных парках ПАО «Транснефть».

Полностью избавиться от некондиционной нефти нам удалось к середине 2020 года.

Причины инцидента были быстро и достоверно установлены. По заключению правоохранительных органов, вред был нанесен умышленно группой третьих лиц, занимавшихся махинациями с нефтью в Самарской области, то есть были умышленно нарушены регламенты подготовки нефти к сдаче в систему и порядок контроля ее качества. Кроме того, махинаторы воспользовались лазейкой в отраслевом ГОСТ Р 51858, которым в пункте 8 определение показателя органических хлоридов являлось периодическим испытанием и осуществлялось один раз в 10 дней!

Безусловно, нами были сделаны выводы, контроль за указанным показателем переведен на ежесуточный режим, также подготовлены предложения в адрес Минэнерго России по корректировке нормативной базы и усилению операционного контроля за работой сторонних ПСП. Так как ПСП (приемо-сдаточный пункт) - главное звено, где собирается нефть с множества месторождений, в отдельных случаях различных нефтедобывающих организаций и формируется нефтяная смесь для сдачи на трубопроводный транспорт.

НГВ: Как ПАО «Транснефть» расценивает инцидент с попаданием хлорорганических соединений в нефтепровод «Дружба» в июне 2021 года?

И. Кацал: В настоящее время продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по факту приведения в негодное для эксплуатации состояние магистрального нефтепровода (ст. 215 прим. 3) в связи с поступлением через ПСП «Муханово», принадлежащего ОАО «Самаранефтегаз», нефти, также принадлежащей ОАО «Самаранефтегаз», загрязненной хлорорганическими соединениями.

Введение дополнительного операционного контроля сторонних ПСП принимающей стороной, т.е. организациями ПАО «Транснефть», который мы два года предлагаем министерству и правительству, позволит практически исключить подобные инциденты. К сожалению, НК «Роснефть» и ПАО «Сургутнефтегаз» категорически возражают против этого. И это вызывает определенные вопросы.

НГВ: Считает ли ПАО «Транснефть» необходимым создание системы дополнительного операционного контроля качества нефти? Каким образом следует сформировать данный инструмент? Кто сможет быть оператором мониторинга качества?

И. Кацал: Мы считаем это и необходимым, и действенным механизмом обеспечения контроля качества нефти, подготавливаемой к сдаче в систему магистрального транспорта. История 2019 года показывает, что слишком дорого обходится нам доверие к сторонним результатам испытаний нефти. Конечно же, мы не можем обвинять всех нефтяников, использующих нефтепровод для транспортировки своей нефти, но построить систему дополнительного контроля в текущих условиях работы системы мы обязаны! Что я имею в виду: ведь процесс приема нефти не останавливается ни на секунду - это значит, что проба нефти, отобранная для испытания в лаборатории, анализируется после того, как она уже вовлечена на основании исторических данных о качестве в соответствующие грузопотоки нефти.

В режиме реального времени контролируются только параметры, оказывающие влияние на массу товарной нефти. Все составляющие системы контроля качества уже функционируют на ППН и ПСП, они требуют лишь дополнительного оснащения и допуска представителей «Транснефти» к ознакомлению с процедурой подготовки нефти к сдаче в трубу. Никаких дополнительных операторов здесь не нужно.

Во внедрении такого дополнительного контроля должны быть заинтересованы в первую очередь сами нефтяные компании - владельцы ПСП, что позволило бы им в оперативном режиме выявлять проблемы с качеством нефти на конкретных объектах добычи и подготовки, а также исключить дальнейшие проблемы с урегулированием последствий возможных инцидентов с оператором трубопроводного транспорта. И здесь мы находим понимание и поддержку тех компаний, которые заинтересованы именно в таком подходе.

НГВ: Какие еще меры предлагает ПАО «Транснефть» для недопущения и предотвращения подобных инцидентов, в результате которых в трубопровод могут попадать разные вещества, портящие качество транспортируемой нефти?

И. Кацал: Все предложения на эту тему сформулированы и направлены в Минэнерго России, ФАС и Правительство Российской Федерации. Отчасти они нашли отражение в материале, опубликованном в Вашем журнале.

Отдельно можно выделить работу по изменению нормативной базы - специалисты Компании приняли участие в разработке новой редакции нормативного документа ГОСТ Р 51858 «Нефть. Общие технические условия», которые, кроме всего прочего, учитывают корректировку периодичности испытаний по параметру содержания хлорорганических соединений, а также их предельную норму содержания в нефти.

Также ПАО «Транснефть» в настоящее время начаты научно-исследовательские работы по вопросам создания опытных образцов поточного анализатора органических хлоридов в нефти для мониторинга данного показателя в постоянном режиме.

НГВ: Может ли цифровизация системы трубопроводов решить проблему безопасной транспортировки?

И. Кацал: Внедрение цифровых решений в технологические процессы деятельности любой организаций - это непременный атрибут современной компании, к коим относит себя и наша организация. Принятие любого решения должно базироваться на основе правильных данных, и автоматизация только способствует этому процессу.

Относительно цифровизации контроля показателей качества в системе трубопроводов, можно отметить собственные разработки Компании в части автоматизации лабораторной деятельности. Работа направлена на введение единого системного подхода к организации процессов деятельности лабораторий Компании с максимальным исключением влияния человеческого фактора. С учетом масштаба регионов присутствия Компании планируется внедрение во всех дочерних подразделениях к концу следующего года.

НГВ: Какой объем инвестиций может предоставить ПАО «Транснефть» для сохранения качества транспортируемой нефти? А также для разработки технологий, способных предотвращать подобные случаи?

И. Кацал: Финансирование организационных и технических мероприятий внутри ПАО «Транснефть» планируется выполнить в рамках Программы технического перевооружения и реконструкции без увеличения тарифа на транспортировку.

НГВ: Какой объем инвестиций потребуется для повышения системы безопасности трубопроводов в России в целом?

И. Кацал: Затраты нефтяников на выполнение новых регламентных требований ПАО «Транснефть», по нашему мнению, будут незначительными, но будут полностью соответствовать современным требованиям автоматизации и поручениям Правительства РФ по обеспечению действенного контроля качества нефти в России.

По заключению правоохранительных органов, вред был нанесен умышленно группой третьих лиц, занимавшихся махинациями с нефтью в Самарской области.

Подготовлены предложения в адрес Минэнерго России по корректировке нормативной базы и усилению операционного контроля за работой сторонних ПСП.

В настоящее время начаты научно-исследовательские работы по вопросам создания опытных образцов поточного анализатора органических хлоридов в нефти для мониторинга данного показателя в постоянном режиме.

«Нефтегазовая вертикаль»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS