Наверх

В основе надежности - модернизация производства

Дата публикации: 3 сентября 2020

Салым с языка ханты переводится как «сотворённая», «возрождённая». Нефтепроводчики, позаимствовавшие в  это слово у коренных народов для названия своей перекачивающей станции, словно запрограммировали её судьбу.


Система энергоснабжения станции полностью реконструирована

Ностальгия по молодости

Линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Салым» АО «Транснефть — Сибирь» готовится отмечать свой полувековой юбилей. Сооружение первой нефтеперекачивающей станции, входящей в её состав, на магистральном нефтепроводе Усть-Балык — Омск завершили в 1971-м. Эта станция была задействована в транспортировке нефти на протяжении тридцати лет, пока в 2001-м её не вывели в безопасное состояние.

В 1975-м на нефтепроводе Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск запустили НПС «Салым-2». В 1978-м, с пуском нефтепровода Нижневартовск — Курган — Куйбышев, заработала НПС «Салым-3». А в 1980-м НПС «Салым-4» начала перекачивать чёрное золото по «экспортному» трубопроводу Сургут — Полоцк. Сегодня эти три станции загружены работой.

Школа ВСТО

Денис Леонченко возглавил ЛПДС «Салым» в 2016-м, имея за плечами опыт эксплуатации объектов трубопроводного транспорта в Восточной Сибири. А началось всё в 2001-м, когда Леонченко устроился на нефтеперекачивающую станцию «Тулун» — за три тысячи километров к востоку от Салыма.

Двадцать лет назад Денису Николаевичу пришлось сделать непростой выбор. Предприятие, на котором он работал главным энергетиком, переживало не лучшие времена и угасало на глазах. Думая о будущем, Леонченко решил сменить род деятельности: освоил профессию машиниста насосных установок и перешёл в нефтепроводную отрасль. Устроился на НПС «Тулун». Через несколько лет проявившему себя с лучшей стороны специалисту предложили стать оператором нефтепродуктоперекачивающей станции. А затем поступило новое предложение — поучаствовать в строительстве новой трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. Это был вызов, проверка, что называется, на прочность.

Так Денис Леонченко в 2008-м оказался посреди якутской тайги на строительной площадке будущей НПС «Талакан». Ему, энергетику до мозга костей, доверили ввод в эксплуатацию и обслуживание энергетического оборудования новой станции. Позднее он принимал участие и в расширении трубопроводной системы ВСТО. Несмотря на инженерную должность, сам никогда не гнушался брать в руки инструменты и наравне с рабочими монтировать оборудование.

Самоотверженный труд начальника участка обслуживания энергетического оборудования НПС «Талакан» был отмечен руководством компании «Транснефть». В декабре 2014 года на торжественной церемонии по случаю завершения расширения ВСТО Денису Леонченко была вручена благодарность президента ПАО «Транснефть».

Возрождение Салыма

Денис Леонченко признаётся, что четыре года работы на ЛПДС «Салым» пролетели мгновенно. Кажется порой, что буквально вчера прилетел с Талакана. Столь спрессовано время. И сколь многое удалось сделать.

С 2016 года на станции в рамках программы технического перевооружения и реконструкции АО «Транснефть — Сибирь» заменили шесть магистральных насосных агрегатов и восемь электродвигателей со всей технологической обвязкой и вспомогательными системами электроснабжения, приточно-подпорной вентиляции, подачи и охлаждения масла. Эти огромные агрегаты служили, что называется, верой и правдой не одно десятилетие, регулярно проходя диагностику, текущие и капитальные ремонты.

Новые насосы и высоковольтные электродвигатели отличаются от своих предшественников гораздо более высоким коэффициентом полезного действия, повышенной энергоэффективностью и экономичностью, увеличенными межремонтным интервалом и сроком службы.

Значительный объем работ ведется последние годы и на линейной части магистральных нефтепроводов. В зоне ответственности ЛПДС «Салым» заменили участок трубопровода Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск и переложили подводный переход через реку Большой Салым. Обновили вдольтрассовую воздушную линию электропередачи и оборудование электрохимзащиты нефтепроводов от коррозии. Проложили более сотни километров лежнёвой дороги, обеспечив круглогодичный проезд вдоль трассы.

Энергосистема станции также была основательно модернизирована. Построено и оснащено по последнему слову техники закрытое распределительное устройство. Заменили масляные трансформаторы на более надёжные и простые в эксплуатации вакуумные. Внедрена автоматизированная система учёта электроэнергии. Заменены токопроводы и кабельные эстакады, установлены мачты-молниеприемники и экономичное светодиодное освещение.

В котельной, отапливающей в том числе и Сивысь-Ях, модернизировали тепловые агрегаты, установив новые горелки, которые позволили сократить расход топлива на 40 процентов. Полностью переложили теплотрассу — теперь все трубы в пенополиуретановой изоляции. Соответственно, теплопотери теперь минимизированы. До начала отопительного сезона планируют завершить монтаж дымовой трубы из нержавеющей стали.

Возвели на станции и новый бытовой корпус. Помимо пожарного депо, слесарной мастерской и складских помещений здесь расположились помещения раздевалок, душевых и комнат отдыха. Построили вахтовый жилой комплекс со всеми удобствами, реконструировали столовую. В общем, создали для работников максимально комфортные условия.

Заметно похорошела и территория станции, поражающая гостей идеальной чистотой и порядком. Денис Леонченко признаётся, что, вступив в должность начальника ЛПДС, едва ли не первым делом занялся благоустройством. Местность здесь болотистая, поэтому один из больных вопросов, который надо было решить, — это водоотведение. Для этого проложили водостоки, построили канализационную насосную станцию. Сегодня здесь газоны и асфальт. И сделано это все руками людей, которые искренне любят свое дело, свою станцию, ставшую им вторым домом. Многие из них — нефтепроводчики во втором, а то и в третьем поколении.

Так создаются трудовые династии

Практически вся сознательная жизнь связана со станцией у Владимира Шумейко, начальника участка обслуживания механотехнологического оборудования. Трудовой путь он начал с водителя пожарной машины более 20 лет назад. А примером для него стали отец и дядя, которые тоже трудились на ЛПДС «Салым». Здесь же, на станции, сегодня трудится его жена Наталья, она — оператор котельной. Дочь Мария, окончившая в этом году Тюменский индустриальный университет, устраивается оператором НППС на НПС «Салым-2».

Династий здесь немало. Алексей Алжиков, например, трудится линейным трубопроводчиком, его супруга Эвелина — старший оператор диспетчерского пункта ЛПДС «Салым», а брат Вячеслав — водитель. У истоков династии стоял его дядя — Николай Вилков, проработавший на станции до самой пенсии плотником.

Стал основателем трудовой династии и Денис Леонченко, нынешний начальник ЛПДС «Салым». Его жена работает на участке обслуживания механотехнологического оборудования. А сын обучается на нефтепроводчика в Тюменском индустриальном университете.

Дело у начальника ЛПДС «Салым» спорится. Не случайно ведь год назад — в преддверии очередного Дня работников нефтяной и газовой промышленности — Денис Леонченко стал победителем окружного конкурса «Чёрное золото Югры». Алексей Забозлаев, заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, вручая заслуженную награду, отметил, что именно такие специалисты, настоящие мастера своего дела, всегда вели и ведут за собой коллег, обеспечивая бесперебойную добычу, транспортировку и переработку углеводородов.

«Тюменские известия»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS