Наверх

ЛПДС «Муген»: почти полвека в строю

Дата публикации: 20 августа 2020

Обеспечить надёжную работу и экологическую безопасность магистральных нефтепроводов в непростых природно-климатических условиях — одна из ключевых задач тюменских нефтепроводчиков.


Новая система откачки утечек дренажа ЛПДС «Муген»

Для этого на производственных объектах трубопроводного транспорта нефти проводится планомерная модернизация. Ярким примером такого подхода является линейная производственно-диспетчерская станция «Муген», одна из старейших в системе АО «Транснефть — Сибирь». Свой полувековой юбилей она встретит в следующем году полностью обновлённой.

Змеиная гора

Слово «Муген» с языка ханты переводится как «змеиная гора». Змей здесь и сейчас хватает. Чего уж говорить о конце 1960-х, когда среди непролазных топей началось строительство нефтепровода Усть-Балык — Омск. До этого первую тюменскую нефть на Омский нефтеперерабатывающий завод транспортировали по Иртышу в баржах колёсные буксиры (совсем как в довоенном фильме «Волга — Волга»).

Стройка среди вековой тайги и болот началась зимой 1965-го. Это был второй после «Дружбы» трубопровод диаметром 1020 миллиметров. Один из первопроходцев Анатолий Григорьев, работавший тогда мастером сварочного участка прибывшего из Башкирии треста «Нефтепроводмонтаж», вспоминает ночной разговор у костра. Один из бывалых сварщиков рассуждал: «Неужели на Севере столько нефти? Ведь по такой трубе её быстро всю перекачают. Что тогда делать?» И его повидавший жизнь коллега заметил: «Вон вокруг сколько торфа! Будем его по трубе качать». С тех пор прошло уже более полувека, а нефть всё ещё не кончается.

Строители облюбовали «змеиную гору». Поначалу они жили в вагончиках, завезённых по зимнику. На трассу добирались болотоходами или вертолётами. Уже в 1971-м, когда ввели в эксплуатацию нефтеперекачивающую станцию «Муген-1», здесь построили первый жилой дом. Так образовался посёлок с загадочным названием Муген. Всё в нём, включая детский сад и школу, клуб и спортивный зал, магазин и овощехранилище, пекарню и фельдшерско-акушерский пункт, построили нефтепроводчики. Они же каждую неделю выходили на субботники, наводя идеальный порядок в родном посёлке.

Сегодня ЛПДС «Муген» объединяет четыре НПС, днём и ночью перекачивающие нефть по трубопроводам Усть-Балык — Омск, Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск, Нижневартовск — Курган — Куйбышев и Сургут — Полоцк в западном и восточном направлениях.

Сам себе режиссёр

Фёдор Дейлид, нынешний начальник ЛПДС «Муген», буквально вырос на «трубе». Сколько себя помнит, все семейные разговоры неизбежно сводились к работе нефтепроводов. Ведь его отец и дядя — Анатолий Иванович и Сергей Иванович Дейлиды — трудились в Тобольском управлении магистральных нефтепроводов.

Отец прошёл в управлении путь от водителя бензовоза до начальника цеха технологического транспорта и спецтехники. Его родной брат, долгое время отвечавший за эксплуатацию нефтепроводов, на заслуженный отдых ушёл с поста заместителя начальника управления по товарно-транспортным операциям. Практически вся их жизнь прошла на трассе.

Сам Фёдор Дейлид с детства был увлечён театром. Однако дома идею с поступлением в театральный не поддержали, посчитав её чересчур легкомысленной. Фёдор с родственниками спорить не стал — пошёл в Тюменский нефтегазовый университет на «эксплуатацию газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

После армейской службы Фёдор Дейлид ожидаемо устроился в Тобольское УМН мастером линейной аварийно-эксплуатационной службы на ЛПДС «Сетово». В 2010-м, получив закалку на трассе, был переведен инженером в отдел эксплуатации нефтепроводов Тобольского управления.

Три года назад проявившему себя инженеру предложили перебраться в Муген — заместителем начальника станции. В самую что ни на есть глушь посреди болот и тайги, на 280 километров севернее от родного Тобольска.

Уже через полтора года — после ухода начальника «Мугена» на заслуженный отдых — Фёдор Дейлид возглавил станцию. Ему только исполнилось 29 лет. Таких, молодых, боевых, подающих надежды, да ещё и продолжателей семейных династий нефтепроводчиков, в Мугене немало.

Второе рождение

Именно им, молодым, приходится фактически заново отстраивать станцию. С осени 2017-го на ЛПДС «Муген» в рамках программы технического перевооружения и реконструкции АО «Транснефть — Сибирь» заменили уже шесть магистральных насосных агрегатов с электродвигателями, всей технологической обвязкой и вспомогательными системами электроснабжения, вентиляции, подачи и охлаждения масла. Эти огромные агрегаты служили, что называется, верой и правдой с 1970-х. Естественно, под присмотром специалистов, регулярно осуществлявших диагностику и текущие ремонты.

Новые насосы и высоковольтные электродвигатели отличаются от своих предшественников гораздо более высоким коэффициентом полезного действия, повышенной энергоэффективностью и экономичностью, увеличенными межремонтным интервалом и сроком службы.

Обкатывают в «Мугене» и первую в АО «Транснефть — Сибирь» экспериментальную маслосистему для охлаждения и смазки подшипников магистральных насосных агрегатов, предложенную участниками молодёжной научно-практической конференции «Транснефти». Все ёмкости этой маслосистемы забетонированы и вместе с погружными насосами «спрятаны» под землю. На поверхности находится лишь минимум трубопроводов с запорной арматурой, в отличие от традиционной маслосистемы, расположенной в заглубленном помещении.

Обновилась котельная, отапливающая в том числе и посёлок. На месте пяти отслуживших своё котлов смонтировали три более мощных тепловых агрегата. И если раньше в морозы приходилось раскочегаривать четыре котла, то в минувшую зиму вполне хватало одного.

Совсем недавно на двух нефтеперекачивающих станциях запустили в эксплуатацию новые системы откачки утечек и дренажа нефти. Вместо былых 400-кубовых резервуаров для сбора нефти и ёмкостей для сброса высокого давления на каждой НПС смонтировали по пять подземных 100-кубовых ёмкостей с высоконапорными насосами откачки и сбросными системами сглаживания волн давления. Всё это современное оборудование позволило повысить надёжность работы станции и экологическую безопасность при проведении текущих ремонтов насосного оборудования.

А буквально на днях состоялось подключение после замены нового участка магистрального нефтепровода Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск протяженностью 46 километров. Кроме того, на трассе МН в зоне ответственности ЛПДС «Муген» поменяли 47 километров высоковольтных линий электропередачи.

Завершается монтаж автоматизированной системы управления на НПС «Муген-4», обслуживающей нефтепровод Сургут — Полоцк. Два десятка шкафов укомплектованы микропроцессорами. С её вводом количество замеряемых параметров увеличится в полтора раза. Соответственно, повысится надёжность эксплуатации станционного оборудования и нефтепровода, возрастет уровень отказоустойчивости.

Заметно похорошела и сама станция, поражающая идеальной чистотой и порядком. Производственные здания после капитального ремонта обшили сэндвич-панелями в бело-синих корпоративных цветах ПАО «Транснефть». На территории вместо старых бетонных плит уложили асфальт, смонтировали светодиодное освещение.

Фёдор Дейлид признаётся: за напряжённой работой время летит незаметно. Прошло уже почти три года, как он приехал в Муген, а кажется, будто это было только вчера. Обновление станции, а вместе с нею и жизнь продолжается. Всё ещё у нас впереди!

«Тюменские известия»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS