Наверх

Выход на максимум

Дата публикации: 12 декабря 2019

В наступающем году начнется новый этап развития второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2). В этой фразе - ни одного дежурного слова: результаты уходящего 2019-го для ООО "Транснефть - Дальний Восток" смело можно считать итогами целого десятилетия. Масштабные задачи строительства магистрали на участке Сковородино - Козьмино и расширения ее пропускной способности, которые были поставлены в 2009 году перед только что созданной "дочкой" ПАО "Транснефть", выполнены на все сто процентов.

Станция за станцией

Согласно первоначальному плану выход ВСТО-1 на повышенную мощность должен был завершиться только к 2030 году. Однако предприятие "поторопили" сам рынок и четкое соблюдение интересов его российских игроков - нефтяных компаний: заинтересованность стран АТР в поставках российского сырья сорта ESPO растет с каждым годом. Поэтому приняли решение вывести магистраль на полную производительность уже в 2020 году, а по факту получилось еще раньше - в конце 2019-го.

Для этого потребовалось реализовать целый комплекс мер, вошедших в емкое понятие "расширение". Техническое обновление было запланировано еще при проектировке второй очереди ВСТО, а началось сразу после ее ввода в эксплуатацию в 2009 году. Таким образом, появилась возможность поэтапно наращивать объемы перекачки.

"Транснефть - Дальний Восток" обеспечивает транспортировку черного золота по магистральному трубопроводу протяженностью 2047 километров. На момент запуска ВСТО-2 в декабре 2012 года мощность системы составляла 30 миллионов тонн нефти в год. В ее структуру на тот момент входили восемь нефтеперекачивающих станций (НПС). Чтобы расширить пропускную способность, нужно было строить новые.

Последующие годы ознаменовались выполнением масштабных работ, подчас уникальных по сложности. В 2015 году к ВСТО был подключен Хабаровский нефтеперерабатывающий завод с проектной мощностью шесть миллионов тонн нефти в год. В декабре 2017-го, с вводом в эксплуатацию станции №29 в Амурской области, мощность системы выросла до 37 миллионов тонн. В конце того же года началось сооружение новых станций и реконструкция уже действующих.

Важным событием текущего года стал ввод в эксплуатацию в июле нефтепровода-отвода мощностью восемь миллионов тонн в год от ВСТО-2 до Комсомольского НПЗ. До этого сырье на завод поступало в цистернах по железной дороге. В ноябре запустили в работу сразу несколько только что построенных НПС - №№ 23 и 26 в Амурской области и 32-ю - в ЕАО.

Оазисы в тайге

…Каждая нефтеперекачивающая станция дальневосточной "дочки" ПАО "Транснефть" похожа на остальные, но при этом у каждой есть свои особенности. С борта вертолета они выглядят внезапными оазисами в тайге или среди болот - идеально ровные площадки, белые здания с синими крышами, переходы, похожие на прямые чистые улочки. Этакие мини-города, в которых всегда царит строгий порядок, доведенный до педантизма. Различаются они наличием резервуаров для хранения нефти у головных НПС и отсутствием таковых у промежуточных, размером площадок, числом сотрудников. Станция №32 в Смидовичском районе Еврейской автономии - одна из сданных в прошлом месяце, промежуточная, вахтовая. Обычная и не совсем. Она расположена в заболоченной местности, поэтому основные строительные работы пришлись на зиму. Кроме того, при строительстве нужно было выполнить серьезные защитные мероприятия. Как рассказали нефтепроводчики, для возведения насыпи здесь переработали около миллиона кубометров грунта, намного больше, чем на других подобных объектах.

- На станции работают около 140 сотрудников, большая часть которых - из близлежащих населенных пунктов, - рассказывает начальник НПС-32 Анатолий Трунов. - Трудятся вахтовым методом, живут в двух благоустроенных общежитиях гостиничного типа.

"Сердце" НПС-32 - магистральная насосная с четырьмя агрегатами. Еще на площадке расположились операторная, станции биологической очистки сточных вод, пожаротушения, резервуары противопожарного запаса воды. Здесь есть дизель-генератор, а также система контроля сейсмической активности.

27 ноября министр энергетики РФ Александр Новак и президент компании "Транснефть" Николай Токарев дали команду осуществить пуск НПС-32 в числе остальных только что построенных станций для перевода транспортной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" в работу на максимальной мощности. Теперь нефтяная магистраль будет перекачивать на участке от Тайшета до Сковородина 80 миллионов тонн ресурса в год, а от Сковородина до Козьмина - 50 миллионов.

Резервные нити

Планы на будущее? У ООО "Транснефть - Дальний Восток" все пойдет по графику.

- Самая главная наша задача - обеспечивать безаварийную и бесперебойную транспортировку нефти по трубопроводной системе, - говорит генеральный директор предприятия Виталий Степанов.
Масштабного строительства здесь пока не предусматривается, компания сосредоточится на развитии инфраструктуры.

- Мы будем строить вдольтрассовые проезды к объектам, - уточняет Степанов. - Это повысит оперативность доступа к необходимым местам. Еще в плане - сооружение в ближайшее время шести резервных ниток на подводных переходах.

Резервные линии строят для повышения надежности системы. Например, недавно сдали в эксплуатацию 34,5 километра подводного перехода к магистральному нефтепроводу. Он прошел по дну реки Амур в Хабаровском крае. Строить объект начали в ноябре 2017 года. С учетом гидрологии эту нитку проектировали на четыре километра длиннее основного трубопровода, который также проходит через Амур. Протяженность дюкера (участка, расположенного под водой), прокладываемого через основное русло, - 2785 метров. Кроме него, в пойменной части реки уложены еще восемь дюкеров через протоки, озера и старицы длиной от 110 до 622 метров. Это делает резервную нитку перехода через Амур одной из самых протяженных в системе российских магистральных нефтепроводов.

Справка "РГ"

Магистральный нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" построен в соответствии с распоряжением правительства РФ для трубопроводной транспортировки нефти месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Российская газета»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS