Наверх

На всякий пожарный

Дата публикации: 23 апреля 2013

Страховка обеспечит владельцам предприятий, связанных с нефтью и нефтепродуктами, полноценную защиту от ущерба

В 2012 году грузооборот транспорта в России достиг 5055 млрд. тонно-километров, около половины из которых пришлось на трубопроводный транспорт.

Директор департамента развития страхования имущества, ответственности и финансовых рисков страховой компании ОАО «АК «Транснефть» Александр Шайкин рассказал «РГ» об особенностях страхования объектов инфраструктуры, грузов и персонала в этой сфере.

Трубопроводный транспорт по размерам грузооборота в России опережает железнодорожный и автомобильный. Каковы особенности страхования его объектов?

В состав инфраструктуры трубопроводного транспорта входят так называемая линейная часть (собственно нефтепровод, газопровод и т.п.), станции, обеспечивающие поддержание давления в трубопроводах (компрессорные или перекачивающие), разного рода объекты хранения (нефтебазы с резервуарными парками, комплексы по хранению газа), переходы через препятствия, приемо-сдаточные пункты, морские и железнодорожные терминалы и другое имущество.

Такое разнообразие объектов предопределяет большую специфику организации страхования. Каждой группе имущества присущи свои, особенные риски, которые целесообразно страховать, свой размер ожидаемого ущерба и вероятность наступления неблагоприятных событий. Например, линейная часть в наибольшей степени страдает от воздействия дефектов строительства, эксплуатации и окружающей среды, поэтому частота событий там достаточно высока. Но размер потенциальной выплаты относительно невелик из-за малой вероятности одновременного повреждения большого участка трубопровода.

Для резервуарных парков характерна высокая концентрация опасного вещества и большой размер ожидаемой выплаты при наступлении страхового события (пожар или взрыв). Однако они мало подвержены внешним воздействиям. На таких объектах неблагоприятные события случаются в основном при несоблюдении техники безопасности (когда возникают утечки).

Переходы через препятствия - дорогостоящие объекты с большим ожидаемым размером потенциального ущерба, при этом они имеют сопоставимую с линейной частью подверженность риску.

Распространена ли в России практика страхования грузов, перевозимых трубопроводным транспортом?

Нефть и газ в трубопроводе заявляются операторами на страхование не как груз, а как часть имущественного комплекса. Нефть и газ, находящиеся на хранении, являются, по большей части, товарными и страхуются по желанию владельцев.

Кроме того, в России распространено страхование перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным, автомобильным и внутренним водным транспортом.

На какие виды страхования предъявляют спрос предприятия, вовлеченные в процесс транспортировки, хранения, перевалки нефти и нефтепродуктов?

В первую очередь, на страхование объектов инфраструктуры.

Естественные нефте- и газотранспортные монополии активно страхуют гражданскую ответственность (раньше - добровольно, сейчас - добровольно и обязательно) как эксплуатанты опасных объектов. В портовых терминалах распространено страхование гражданской ответственности стивидоров, или операторов портов, в том числе ответственности за экологический ущерб. Стабильно высокий спрос на личное страхование персонала работающих предприятий (в них заняты сотни тысяч человек), а также страхование корпоративного автотранспорта и спецтехники, водных и воздушных судов. Естественные монополии также приобретают для своих руководителей страхование ответственности D&O. Наконец, как говорилось выше, в отрасли имеется солидная практика страхования грузов.

За годы работы ваша компания накопила богатый опыт страхования специализированных рисков инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти. Удается ли его применять на открытом рынке?

Да, безусловно. Магистральных нефтепроводов, кроме как у ОАО «АК «Транснефти» , ее дочерних обществ и Каспийского трубопроводного консорциума, больше ни у кого нет, а вот объектов хранения и перевалки во владении иных предприятий немало. Это и заводы, и железнодорожные портовые терминалы, и частные нефтебазы, и морские нефтеэкспортные порты. Опыт страхования аналогичных объектов и урегулирования убытков по произошедшим на них страховым событиям позволяет нам максимально учитывать интересы клиентов и партнеров с открытого рынка. Часто именно этот опыт работы играет решающую роль при выборе страховщика нашими партнерами, в том числе при конкурсном отборе.

Кроме того, мы страхуем объекты хранения нефти ряда предприятий нефтепереработки. Подходы к страхованию этого имущества также заимствованы из опыта страхования бизнеса материнской компании и обеспечивают владельцам полноценную защиту при оптимальной стоимости, обусловленной наличием у нашей компании портфеля аналогичных объектов.

«Российская газета»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS