Наверх

На «Грушовой» все спокойно

Дата публикации: 5 декабря 2012
На «Грушовой» все спокойно

О слухах, домыслах и фактах случившегося на промплощадке перевалочного комплекса «Шесхарис»

В современной России вопросам экологии уделяется все большее значение. Это заметно и на властном уровне, вполне явственно это ощущается и в действиях предприятий. И чем больше средств вкладывается в экологическую безопасность, чем большее внимание ей оказывается, тем бдительнее становятся граждане. Как правило, сигналы о нарушениях природоохранного законодательства следуют именно от них. Такое положение дел внушает оптимизм. Действительно, кто позаботится о природе, если не мы? Однако порой эта бдительность и умение преувеличить масштаб произошедшего доводят ситуацию до абсурда.

Яркое тому подтверждение - недавний случай на промплощадке «Грушовая» перевалочного комплекса «Шесхарис».

«Звезды» эфира

20 ноября здесь произошел выход промышленных стоков, которые попадали в ручей Богого. Причина банальна: ошибка персонала. Случай, конечно, неприятный, но понятный: действие пресловутого «человеческого фактора» ведь еще никто не отменял. Да и, скорее всего, никогда не отменит, как бы далеко ни ушла автоматизация процессов.

Руководство ОАО «Черномортранснефть», которому принадлежит объект, живо отреагировало - последовали объяснения, перечисление принятых к исправлению небольшого ЧП мер.

Однако ситуация внезапно вышла из-под контроля. Не в компании, а в умах. Ставшие в одночасье звездами телеэфира местные жители с готовностью живописали подробности «экологической драмы». Ну а тележурналисты с радостью потирали руки: о высоких рейтингах, полученных на чьих-то несчастьях - реальных и выдуманных, не суть важно, мечтают и в кубанской провинции. Собственно, из рейтинговых соображений, видимо, и исходило желание представителей СМИ получить комментарии не руководителей предприятия, не специалистов государственных контролирующих органов, а у досужих до «откровенного» разговора тетушек.

Итогом такой репортерской работы стала разнесшаяся сенсация: в ручей попало около 180 тонн нефти. Гибнут животные, задыхаются люди, одним словом, масштабная экологическая катастрофа.

Последствия ликвидированы

Что же произошло на самом деле? Это следует из официальной информации, которую на протяжении всего «кризиса» предоставляла компания «Черномортранснефть», но которую не услышали те, кто не хотел слышать. Итак...

20 ноября в результате ошибочных действий персонала перевалочного комплекса «Шесхарис» ПП «Грушовая» при проведении технологических операций произошел выход промышленно-ливневых стоков с незначительным попаданием в русло реки Богого. Объем загрязненных стоков составил (обратите внимание, никакими 180 тоннами, тем более нефти, здесь и не пахнет) менее одного кубометра. Выход был оперативно локализован усилиями аварийных бригад ОАО «Черномортранснефть» и ЗАО « ОАО «АК «Транснефть» - Сервис». Затем при помощи примерно 30 единиц спецтехники началось проведе­ние работ по очистке загрязненного участка.

Всего в операции было задействовано около 200 человек персонала компании.

Работы по ликвидации последствий инцидента с применением спецтехники и сор­бентов велись в течение следующих суток. Уже 21 ноября очистка русла была завершена. Между тем анализ последствий происшедшего начался еще накануне - в день технологической аварии. Специалистами лаборатории Росприроднадзора совместно с экоаналитической лабораторией ПК «Шесхарис» был проведен отбор воды ручья Богого на содержание углеводородов, мониторинг осуществлялся и позже - дважды в день.

Результаты химических анализов в контрольной точке за последним рубежом боновых заграждений подтвердили отсутствие пре­вышений ПДК (предельно допустимой концентрации) по углеводородам.

Стоит еще раз подчеркнуть, все выше­изложенное - официальная информация компании. А теперь слово специалистам природоохранных госструктур, которые опе­ративно выехали на место происшествия и документально зафиксировали факты, а не домыслы.

Госорганы и их выводы

Вот что следует из акта представителей Азово-Черноморского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов. Приводим документ полностью и в оригинальном виде. Поэтому, например, Богого именуется и рекой, и ручьем.

«Установлено: 20 ноября 2012 г. произошел разлив водно-нефтяной эмульсии на ОАО «Черномортранснефть» ПК «Шесхарис». Часть ее попала непосредственно в ручей Богого, примерная протяженность загрязнения русла ручья составила 1128 м, примерная площадь загрязнения - 2050 кв. м. На момент проведения мониторинга 21.11.2012 г. на поверхности водного объекта была обнаружена погибшая рыба.

Шесть экземпляров удалось извлечь для установления видового состава. Общий вес составил 88 г. Видовой состав погибшей следующий: 5 шт. - голавль, 1 шт. - южная быстрянка. Размерный ряд голавля составил от 7,9 см до 13,9 см, вес от 7 г до 23 г, южная быстрянка - 4,9 см и вес 2 г. Подпись должностных лиц, осуществлявших обследование: начальник Черноморского отдела Сигида Е. Н., главный специалист Цурканенко А. В. Подписи».

Вот еще один документ. Этот акт составлен и подписан специалистом другой федеральной службы.

«Мной, государственным инспектором Регионального отдела федерального экологического надзора (г. Новороссийск), при участии ведущего инженера по охране окружающей среды ПК «Шесхарис» Вяткиной Ирины Владимировны проведен осмотр русла реки Богого. Осмотр проводился с 15.00 до 17.40 20 ноября 2012 г. На момент осмотра уровень минимальный.

Установлено, что водный объект общего пользования (река Богого) проходит через территорию участка «Грушовая» и выходит в районе КПП (со стороны г. Крымска). В результате перелива из колодцев ПК №21, 22 производственно-ливневой канализации, расположенных на территории площадки «Грушовая» ПК «Шесхарис», водно-нефтяная эмульсия по рельефу местности поступила в железобетонный лоток с последующим по­ступлением через перепускную трубу в рус­ло водного объекта - реки Богого.

Площадь загрязнения рельефа местности составила 10 кв. м. Акватория реки Богого загрязнена водно-нефтяной эмульсией на протяжении 1128 м. Акватория, а также береговая полоса загрязнены нефтяной эмульсией в виде пленки черного и радужного цветов. Выявлено загрязнение 9 участков общей площадью 2050 кв. м (участки 119 кв. м, 151 кв. м, 36 кв. м, 117 кв. м, 94 кв. м, 149 кв. м, 220 кв. м, 562 кв. м, 602 кв. м). Ардаков А. В. Подпись».

О природе «сенсации»

Спустя неделю в эпопее можно было поставить жирную точку. На место происшествия прибыла комиссия, в состав которой вошли государственные инспекторы Регионального отдела федерального эколо­гического надзора. Они произвели осмотр и подтвердили факт окончания работ по ликвидации разлива промстоков на ручье Богого.

Комиссия составила акт осмотра русла ручья. В документе, в частности, было указано, что загрязнение береговой части Богого устранено, произведена очистка поверхности. Еще один итог: на акватории ручья вниз по течению за пятым защитным рубежом загрязнения акватории не выявлено. Установлен пост с круглосуточным наблюдением за состоянием акватории ручья.

Вот, пожалуй, и все. О загрязнении осталась только память, последствия устранены. Хотя рыбу, конечно, жалко.

Теперь несколько слов о природе «сенсации» на «Грушовой». О роли журналистов - часть коллег нередко действует по принципу «чем лучше, тем хуже» - уже было сказано, перейдем к главным их «информаторам» - местному населению, в воображении представителей которого родились ужасные 180 тонн нефти. Скорее всего, в некоторых из них банально заговорили обида и желание обидой же компании и ответить. Чтобы объяснить, в чем кроется подоплека, начнем издалека и вернемся, опять же, к более внимательному, чем прежде, отношению государства к вопросам безопасности, и не только экологической.

Все для безопасности

В этом году вступили в силу новые федеральные законы о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Эти документы ужесточили требования к обеспечению антитеррористической защиты объектов ТЭК, к которым относится и инфраструктура ОАО «Черномортранснефть», а также установили уголовную и административную ответственность руководителей предприятий в случае нарушения этих требований. Чтобы соответствовать нормам законодательства, в компании затеяли реализацию масштабной инвестиционной программы по реконструкции перевалочного комплекса «Шесхарис».

Прежде в «Черномортранснефти» всегда старались удовлетворять заявки на оформление транзитных пропусков через «Грушовую». Временами таких документов выдавалось до 2 тыс. ежегодно, что создавало определенные сложности для обеспечения безопасности одного из крупнейших в Европе резервуарных нефтехранилищ. На контрольно-пропускных пунктах охранники службы безопасности предприятия без устали проверяли транзитный транспорт, нескончаемый поток которого объективно мешал нормальной работе перевалочного комплекса.

Но когда начались масштабные строительно-монтажные работы, в которых задействовано много специализированной техники и автомашин, стало ясно: если пропускной режим оставить без изменений, производственный процесс просто остановится. Поэтому руководство компании приняло решение запретить транзитный проезд через «Грушовую» на личном автотранспорте. Да и вообще право круглосуточного проезда здесь сохранили для единиц.

В чем обида?

Остальным пришлось дать «от ворот поворот» в прямом и переносном смысле. В том числе и местным жителям, которые привыкли чувствовать себя на территории компании как дома. Для них транзитный проезд через «Грушовую» на личном автотранспорте был также закрыт. Правда, местным предоставлена возможность пользоваться вахтовыми автобусами «Черномортранснефти», но людям, конечно, удобнее было ездить на своих машинах.

В этом и кроется обида. Выглядит все это несколько мелочно, но вполне правдоподобно. Собственно, некоторые «информаторы» этого и не скрывали, когда сообщали о «фактах экологической катастрофы».

...Компания «Черномортранснефть» всегда отличалась своим трепетным, уважительным отношением к природе. Здесь в полной мере осознают потенциальную опасность возможного негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду. Развитие и эксплуатация системы магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов всегда осущест­влялись таким образом, чтобы не причинить вреда природе и обеспечить наиболее вы­сокий уровень экологической безопасно­сти.

Что ж, после происшествия, пусть, по сути и пустячного, в компании сделают до­полнительные выводы. Доброе имя пред­приятия не позволяет сомневаться в этом.

Валерий Каменский

05.12.2012 г., «МК на Кубани»

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS