Наверх

Есть альтернатива, будет и «Дружба»

Дата публикации: 27 марта 2012
Есть альтернатива, будет и «Дружба»

Новый нефтеналивной порт в Балтийском море наполнил нефтью второй стотысячетонный танкер. Какие преимущества открываются у России благодаря пуску БТС-2, «Труду» рассказали в ОАО «АК «Транснефти» 

На самом деле половину вопросов снимает география. Новая трубопроводная система начинается в городе Унеча, где ветки «Дружбы» расходятся в разные стороны. Верхняя почти по прямой идет на северо-северо-запад, до города Усть-Луга на берегу Финского залива, где заканчивается нефтеналивным портом, рассчитанным на отгрузку 30 млн тонн нефти в год. Эта нитка трубопровода имеет для России огромное значение. Об этом нам рассказал начальник управления общественных коммуникаций ОАО «АК «Транснефти» Игорь Демин. «Ни для кого не секрет, – сказал он, – что новая система создана в первую очередь для исключения транзитных рисков, связанных с транспортировкой нефти по трубопроводу «Дружба». И в первую очередь рисков, связанных с транзитом через Украину».Как далее сообщил Игорь Демин, в планы ОАО «АК «Транснефти» ни в коем случае не входит закрытие трубопровода «Дружба». Те 16 млн тонн нефти, которые сегодня идут через Украину в Словакию и Чехию, будут исправно поставляться. И те 16 млн, которые идут через Белоруссию, тоже. «Я бы даже гарантировал эти поставки нашим давним и проверенным по-купателям в Венгрии, Польше и Германии, – продолжил Игорь Юрьевич, – если бы знал, что в голове у наших коллег из транзитных стран».

Напомним, что южная ветка нефтепровода «Дружба», идущая через Украину, состоит из двух параллельных труб мощностью 17 млн тонн каждая. Одну из этих труб Украина в одностороннем порядке вывела из пользования России и сейчас прокачивает по ней азербайджанскую нефть. Белорусская сторона, по территории которой идет вторая ветка «Дружбы», в начале года пыталась без всякого основания резко поднять тарифы. В результате переговоров (и учитывая скорый запуск БТС-2) о тарифах удалось договориться. Третья ветка «Дружбы», шедшая в литовский и латышский порты, была остановлена около 10 лет назад, так как прибалтийская сторона отказалась осуществлять ремонт трубопровода. «Через БТС-2 будет прокачиваться в первую очередь та нефть, – продолжает Игорь Демин, – которая ранее шла по третьей, остановленной ветке «Дружбы». В этом году планируется подать на новый порт 15–20 млн тонн. Но можно и больше, если вдруг возникнет необходимость. Усть-Луга частично возьмет на себя функции, выполняемые портом Гданьска. А это значит, что внутри страны останутся налоги. Кроме того, в Усть-Луге создано 1,5 тысячи рабочих мест. А в будущем мы хотели бы построить так называемую плавающую трубу. Это позволило бы нам торговать нефтью за пределами территории России».

Напомним, что сегодня в России работает пять нефтеналивных портов возле городов Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, Туапсе, Находка. Через них отгружается на экспорт около 160 млн тонн нефти в год – больше половины всего экспорта. Как считает наш эксперт, пока что этого достаточно, чтобы строить взаимовыгодные отношения со странами, через которые идет сухопутный транзит. «С открытием БТС-2, – рассказывает он, – мы впервые за все время имеем профицит мощностей. Теперь мы можем осуществлять более гибкую экономическую стратегию. Например, захотят наши покупатели на Балтике снизить цену на нашу нефть – мы увеличим прокачку через Украину и Белоруссию. Также и наоборот». «Это как ядерная бомба, – шутит эксперт. – Никто не собирается ее применять, но многие хотят иметь. Потому что, когда ты имеешь бомбу, с тобой считаются».



ТРУД

27 марта 2012 года, вторник

www.trud.ru

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS