Наверх

Нефть, порт и… морской гребешок

Дата публикации: 25 августа 2011

gfdКорреспондент «Тихоокеанской звезды» побывал на одном из самых охраняемых объектов Дальнего Востока и собственными глазами увидел, как «утекает» нефть из России.

На территорию «Спецморнефтепорта Козьмино» сложно попасть даже журналистам. Можно быть в утвержденном списке, оставить на проходной зажигалки и сигареты, пообещать ничего не фотографировать даже на мобильный телефон, но если вы пришли в шортах, то охрана ни за что не пропустит. Таковы правила, которые здесь никто не нарушает.

Между прочим, компания ОАО «АК «Транснефть» пропагандирует «антикурение» на своих объектах с самого начала строительства. Логика такова: если работник привыкнет курить с самого начала, то отучать его потом будет намного сложнее. Но это так - лирическое отступление…

- Спецморнефтепорт состоит из трех основных площадок - нефтебазы, железнодорожных эстакад и береговых причальных сооружений, - проводит экскурсию директор нефтебазы Андрей Ильиных. - По железной дороге к нам приходят составы с нефтью, здесь она по магистральному нефтепроводу перекачивается в резервуары. Изначально их было семь, но потом, когда компания ОАО «АК «Транснефть» увеличила предполагаемые объемы перевалки нефти до тридцати миллионов тонн в год, «дочка» компании, «Дальневосточная строительная дирекция», построила еще три. Сейчас на территории нефтебазы 10 резервуаров номинальной емкостью 50 тысяч тонн каждый. То есть полмиллиона тонн нефти может храниться одновременно.
Здесь же, на нефтебазе, вся привезенная нефть идет на анализы, которые определяют ее качество. Оказывается, это сырье различается по содержанию в ней серы. Самая «качественная» нефть - низкосернистая. С ней меньше проблем при переработке.

Но долго в резервуарах нефть не задерживается. Практически постоянно по нефтепроводу протяженностью 23 километра у причалов нефтепорта происходит загрузка нефтеналивных танкеров. При этом пересекая государственную границу Российской Федерации.

Есть на территории нефтепорта объект, куда вход запрещен даже самим нефтяникам, - это пункт таможенного контроля. Именно здесь фиксируется, сколько именно нефти из российской становится «иностранной». Ведь танкеры отсюда идут в США, Таиланд, Японию, Китай и даже в Перу. Но не в Россию.

Еще одно примечательное место нефтепорта - это диспетчерская. Именно здесь Владимир Путин произвел запуск погрузки первого танкера, о чем и сделал запись в Книге почетных посетителей. В диспетчерской четыре экрана, которые позволяют двум диспетчерам, работающим в круглосуточном режиме, видеть абсолютно все, что творится на территории нефтепорта. Самая, на мой взгляд, красивая картинка - огромный танкер, который способен за раз принять на себя 100000 тонн нефти. В месяц таких кораблей швартуется к причалам Козьмино 12-13. Можно, в принципе, обслужить и на один-два больше, но это уже превышение плановых показателей.

- Со сдачей в эксплуатацию нефтепровода ВСТО-2 надобность в железнодорожном транспорте отпадет? - интересуются журналисты.

- Приходилось читать в некоторых средствах массовой информации о том, что «труба» нанесет материальный ущерб железной дороге, но это не совсем так, - говорит представитель ОАО «АК «Транснефть» . - Не у всех есть возможность и средства подключиться к «трубе». Будут компании, которые это сделают. Но останутся и такие, кто продолжит поставлять нефть в Козьмино железнодорожными цистернами.

Кстати, одна цистерна раньше вмещала в себя 60 тонн нефти. Но благодаря «модернизации» вместимость новых цистерн была увеличена на шесть тонн.

…Побывать у нефтяников и не попросить показать настоящую нефть - дело неблагодарное. И нам ее показали. И не только! Дали понюхать. Почему-то думалось, что запах нефти должен чем-то напоминать бензин. Совершенно не похож. Нефть пахнет каким-то лекарством и еще похожа на запах… Помните, были времена, когда вместо жевательной резинки продавалась жевательная сера? Вот очень похоже. Но после того, как нам рассказали о различных степенях сернистости нефти, никто не стал спрашивать, почему запах именно такой.

И еще про один объект нефтепорта Козьмино хотелось бы рассказать, - это «гребешковая ферма», которая находится прямо в море, недалеко от нефтеналивного причала. Гребешок - своего рода лакмусовая бумажка для экологов ОАО «АК «Транснефти» . Чего греха таить - в регионах, где появляются нефтяники, тут же возникают вопросы по экологичности нефтепроизводства. Вот и решили в компании, что лучше один раз показать, чем сто раз объяснять.

- Разводить в бухте морского гребешка мы решили не случайно, - говорит заместитель начальника отдела экологической безопасности «АК ОАО «АК «Транснефть» Юрий Симохин. - Это морское животное не станет жить, а уж тем более размножаться в загрязненной воде. Мы запустили гребешка, и через некоторое время он стал расти. Теперь наши экологи наблюдают на «гребешковой ферме» и морских ежей, и звезд, и других морских обитателей, которые ни за что не пойдут туда, где грязно.

Кстати, во время строительства подобного нефтепорта в акватории Финского залива производились очистные мероприятия воды, которые, по результатам анализов, сделали ее чище в 600 раз!

Также в регионах своего присутствия ОАО «АК «Транснефть» проводит такие мероприятия, как «зарыбливание». На рыбзаводах заказывается большое количество молоди рыб, которая водится в местных водоемах, и через какое-то время выпускается в места их нового обитания.

А напоследок представителям Хабаровского края было обещано, что если будет такая необходимость, то «транснефтевцы» наш регион «замедвежат», «затигрят» и «залеопардят».

По материалам газеты "Тихоокеанская звезда"

http://www.toz.khv.ru/newspaper/spetsialnyy_reportazh/neft_port_i_morskoy_grebeshok/




ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS