Наверх

Интервью Президента ОАО «АК «Транснефть» Н.П. Токарева журналу «Нефтяное хозяйство»

Дата публикации: 4 июня 2009

Николай Петрович, ОАО «АК «Транснефть» - корпорация с многолетним опытом работы и устоявшейся структурой, в ней довольно мощный научно-исследовательский блок. Расскажите, пожалуйста, о нем, как он представлен в центральном аппарате, дочерних обществах?

Действительно, сегодня корпоративная структура Компании хорошо отлажена и эффективно функционирует. Процесс выстраивания производственных взаимосвязей между различными службами и подразделениями происходил в соответствии с задачами, стоявшими перед ОАО «АК «Транснефтью» на различных этапах ее развития.
При этом научно-исследовательский блок всегда играл и продолжает играть одну из ключевых ролей при проектировании, строительстве и эксплуатации российской системы магистральных трубопроводов.
В центральном аппарате Компании организацией этого направления работы занимается отдел научно-технического обеспечения и нормативной документации. Его основные задачи заключаются в формировании, ведении и контроле исполнения договоров по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам (НИР, ОКР и ТР) в соответствии с планом ОАО «АК «Транснефть» и ее дочерних обществ.

На стадии формирования договоров специалисты отдела собирают заявки и предложения от подразделений Компании и ее дочерних обществ, а также от сторонних организаций (институтов, предприятий и т.д.). Далее начинается многоступенчатая селекция предложений, включая их рассмотрение на заседании Технического совета Компании. Итог отбора – формирование проекта плана НИР, ОКР и ТР на год, утверждаемый Правлением Компании. Как правило, ежегодные планы включают в себя от полусотни и более договоров.

Формирование и контроль за реализацией планов НИР, ОКР и ТР в соответствии с программой технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта (ТПРиКР) объектов ОАО «АК «Транснефти» возложены на департамент производственной деятельности.

Для выполнения утвержденного плана привлекается дочернее общество ОАО «АК «Транснефти» - институт ОАО «Гипротрубопровод», обеспечивающий координацию научно-исследовательских работ для нужд организаций системы ОАО «АК «Транснефть» . «Гипротрубопровод» является также генеральным подрядчиком по формированию ТПРиКР, согласованию плана проектно-изыскательских работ и последующих мероприятий по его реализации.

Вы упомянули о том, что в структуру Компании входит «Гипротрубопровод», который в этом году отмечает свой юбилей. Как сейчас развивается этот старейший в отрасли институт?

В этом году «Гипротрубопровод» отмечает свой 70-летний юбилей. За эти годы институт прошел путь от треста до головной российской организации по проектированию систем магистральных трубопроводов. Достаточно сказать, что в 60-80 годы по проектам «Гипротрубопровода» были построены основные нефте- и нефтепродуктопроводы СССР, в том числе нефтепроводы из Западной Сибири, кольцевые трубопроводы вокруг Москвы для распределения нефтепродуктов и газа, система нефтепроводов «Дружба» и другие крупные объекты.

За последние 15 лет институт принял участие в проектировании Балтийской трубопроводной системы, Каспийского трубопроводного консорциума, нефтепровода в обход Чеченской Республики, Суходольная-Родионовская и многих других направлений.

Наиболее значительными проектами, над которыми «Гипротрубопровод» работал в последнее время, являются ВСТО-1, ВСТО-2 и БТС-2. Каждый их этих проектов специфичен, а с точки зрения применения новых технических решений – уникален.

Еще одно чрезвычайно важное направление деятельности института – обоснование перспективного развития трубопроводного транспорта нефти с учетом прогнозных оценок тенденций в нефтяной области.

«Гипротрубопровод» разрабатывает генеральные схемы развития нефтепроводных систем с обоснованием их маршрутов, объемов загрузки, требуемой производительности, экономических затрат и окупаемости. Выполняется большой объем работ по созданию проектной документации для объектов технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта трубопроводной системы.
Принципиально новым видом деятельности института явились задачи, связанные с наделением «Гипротрубопровода» в 2007 году функциями генерального подрядчика по проведению проектно-изыскательских работ и авторского надзора на действующих и строящихся объектах ОАО «АК «Транснефти» , а также по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Сегодня институт нацелен на расширение сферы деятельности, как в направлении развития собственного производственного потенциала, так и по налаживанию и поддержанию взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами. В перспективе «Гипротрубопровод» намерен выйти на внешний рынок в сфере проектирования трубопроводных систем.

ОАО «АК «Транснефть» выполняет сейчас важнейшую стратегическую задачу – строительство трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан». Как сейчас продвигается его строительство? Какие наукоемкие технологии используются при реализации этого проекта?

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ВСТО является самым крупным инфраструктурным проектом страны после Байкало-Амурской магистрали. С самого начала проект замышлялся как мощный инструмент развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, поскольку вовлекает в оборот значительный производственный потенциал этих регионов. В основе ВСТО лежат интересы отечественных недропользователей, экономическая целесообразность и задачи наращивания мощи российского государства за счет укрепления экономических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Будущий нефтепровод будет полностью интегрирован в существующую систему магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефти» , что позволит создать единую многовекторную сеть распределения потоков российской нефти на мировые рынки.

Предполагается, что к 2012 году западное направление существующей трубопроводной системы будет соединено с восточным направлением посредством строительства нефтепровода «Пурпе-Самотлор». Этот нефтепровод позволит транспортировать нефть с Ванкорского, Лодочного, Русского месторождений в систему «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Таким образом, отечественные производители смогут выбирать наиболее эффективные маршруты транспортировки сырья в зависимости от текущей мировой конъюнктуры. Мощность первого этапа ВСТО составит 30 млн. тонн нефти в год, а на втором этапе она будет увеличена до 80 млн. тонн нефти в год.
Реализация проекта идет в соответствии с намеченным графиком. 27 апреля 2009 года была завершена сварка линейной части первого этапа ВСТО. Одновременно с этим начато строительство отвода от нефтепровода ВСТО в направлении Китая пропускной способностью 15 млн. тонн нефти в год и протяженностью около 70 километров. Завершение строительства первой очереди проекта (включающей в себя участок Тайшет-Сковородино и порт Козьмино) намечено в 2009 году, окончание строительства отвода в направлении Китая на российской территории запланировано на конец третьего квартала 2010 года.
Cтроительство восточной магистрали ведется в крайне сложных природно-климатических условиях, в районах с повышенной сейсмичностью и при практически полном отсутствии дорог и линий электропередач. Более четверти протяженности трассы приходится на скальные грунты, свыше 20 % – на вечную мерзлоту, каждый десятый километр – это болота, поймы рек, мари. Трубопровод пересекает около 530 водотоков, в том числе Усть-Илимское водохранилище, а также такие многоводные реки, как Ангара, Лена, Алдан, Чульман.

Большая протяженность и сложные условия прохождения трассы потребовали применения особых инженерных решений. В этой связи специалистами ОАО «АК «Транснефти» в сжатые сроки было разработано около 70 новых нормативных документов для создания специально адаптированной методологии проектирования нефтепровода. Все регламенты были разработаны с целью достижения максимальной эффективности, как при строительстве, так и при эксплуатации объектов системы. В этих нормативах, имеющих статус стандартов предприятия, установлены общие и специальные нормы проектирования и строительства объектов магистрального нефтепровода и требования к характеристикам эксплуатируемых объектов, закупаемому оборудованию, комплектующим изделиям и материалам, а также к исполнителям работ и оказываемым ими услугам. Специальные нормы прошли экспертизу промышленной безопасности и согласованы Минэнерго и Минрегионразвития России.

Работа по актуализации собственной нормативной базы ОАО «АК «Транснефти» не останавливается и по сей день. Для реализации проекта ВСТО-2 специалистами ОАО «АК «Транснефти» разрабатывается более 30 нормативных документов, учитывающих опыт строительства первой очереди ВСТО.

ОАО «АК «Транснефть» вкладывает значительные средства в образовательные проекты, подготовку и повышение квалификации специалистов. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении деятельности компании.

Трубопроводный транспорт сегодня представляет собой высокотехнологичный комплекс, в котором фокусируются новейшие достижения в самых различных областях – металлургии, материаловедении, химии, автоматике, телемеханике, связи и информатике, экологии и т.д. Эксплуатация такого рода объектов требует от специалистов Компании высокого уровня профессионального мастерства.

Могу с удовлетворением отметить, что ОАО «АК «Транснефть» сумела сохранить традиции воспроизводства квалифицированных кадров. Подготовка инженерно-технического персонала для системы ОАО «АК «Транснефть» ведется в 7 профилирующих Вузах страны: в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина, Тюменском государственном нефтегазовом университете, Уфимском государственном нефтяном техническом университете, Ухтинском государственном техническом университете, Самарском государственном техническом университете, Томском политехническом университете и Дальневосточном государственном техническом университете.

Сегодня по направлению ОАО «АК «Транснефти» в ВУЗах обучается более 1000 человек. Система работы со студентами включает в себя индивидуальную работу с 3-го курса со студентами отделов кадров группы предприятий ОАО «АК «Транснефть» , проведение «Дней акционерных обществ Компании» в ВУЗах, посещение производственных объектов Компании для студентов, прохождение всех видов практик на предприятиях Компании, дипломное проектирование по специальной тематике. Учреждена именная стипендия ОАО «АК «Транснефти» , составляющая сейчас 2500 рублей. Ее получают 100 студентов в шести ВУЗах страны.
Необходимо отметить положительный опыт взаимодействия высших учебных заведений с дочерними предприятиями ОАО «АК «Транснефти» практически по всем вопросам подготовки специалистов – от разработки методических материалов до создания макетов и мультимедийных аудиторий. Активная кадровая политика Компании позволяет своевременно согласовывать планы по развитию производства с рабочими программами теоретических дисциплин.

Тесное сотрудничество предприятий и ВУЗов необходимо для подготовки грамотных специалистов и сокращения сроков их адаптации на производстве. Дочерние общества Компании предоставляют студентам возможность проходить на своих объектах практику и собирать материал для курсовых и дипломных работ. На базе Дальневосточного государственного технического университета организован Институт нефти и газа, в котором студенты обучаются, в том числе, и по специальности «проектирование и эксплуатация нефтегазопроводов и нефтебаз».

В качестве главного звена системы подготовки рабочих ОАО «АК «Транснефть» использует собственные учебные центры: «Тюменский нефтепроводный профессиональный лицей», «Новокуйбышевский нефтетехнический учебный комбинат», Региональный учебный центр ОАО «Северные МН». В 2008 году в этих центрах прошли первичную подготовку, переподготовку и повышение квалификации почти 5 тысяч рабочих Компании, на различных курсах целевого назначения обучилось более 6,5 тысяч человек.
Центры имеют оснащенные всем необходимым классы и технологические полигоны, на которых проводятся натурные занятия. Все учащиеся проживают в комфортных общежитиях и получают стипендию. Главное, что все они при успешном завершении обучения будут обеспечены работой в системе Компании.
В целях первичной подготовки рабочих кадров ОАО «АК «Транснефть» финансирует ряд государственных учреждений профессионального образования: Томский государственный промышленно-гуманитарный колледж, Профессиональное училище №22 (г. Канаш Чувашской республики), Республиканский профессиональный лицей №1 (г. Хасавюрт республики Дагестан).

С января 2009 года Профессиональное училище № 36 поселка Винзили Тюменской области вошло в состав НОУ НПО «Тюменский нефтепроводный профессиональный лицей». В настоящее время лицей проходит необходимые лицензионные процедуры, что позволит выпускать рабочих с начальным профессиональным образованием на базе корпоративного образовательного учреждения.
Для обеспечения объектов ВСТО квалифицированным рабочим персоналом на базе курируемого Компанией Томского государственного промышленно-гуманитарного колледжа было организовано обучение целевых групп, набранных из числа жителей Иркутской области, Приморского края и Республики Саха (Якутия).
Всего на финансирование государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования ОАО «АК «Транснефть» направила более 1 миллиарда рублей.

Как последние экономические события повлияют на развитие научно - исследовательских работ в Вашей Компании?

Общая экономическая ситуация не может не отражаться на деятельности столь крупной и вовлеченной в экономику страны компании, как ОАО «АК «Транснефть» . Ощущается влияние колебаний цен на трубную продукцию, стройматериалы и оборудование.

Вместе с тем, наша Компания оказалась достаточно хорошо подготовлена к такому сценарию развития мировой экономики. В последние годы ОАО «АК «Транснефть» последовательно реализует стратегический курс на производство оборудования и материалов для магистрального трубопроводного транспорта с использованием возможностей российских промышленных предприятий. Так называемое «импортозамещение» оборудования является одной из главных задач планов НИР, ОКР и ТР Компании, о которых я говорил выше.
По планам НИОКР отечественными предприятиями была разработана, внедрена и запущена в серию продукция более 65 наименований. Значительная часть научно-технических разработок Компании выполняется в целях замены зарубежных аналогов, причем часть из этих разработок аналогов вообще не имеет. В 2001 году Компания полностью отказалась от закупки за рубежом трубной продукции, а также части резервуарного оборудования (в частности, куполообразных кровель и понтонов, задвижек, электроприводов и т.д.), то есть базовых комплектующих для трубопроводной отрасли.
В ежегодно формируемом плане доля разработок новой техники, оборудования, материалов и технологий составляет более 60%. Более 30% объема финансирования, выделяемого на эти цели, составляют импортозамещающие проекты.

В целях повышения надежности и эффективности системы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» намерена продолжать активную работу в области научных исследований, разработки новых технологий, машин и оборудования. Естественно, все это найдет своё отражение в будущих планах научно-инженерных и конструкторских работ

Уверен, что и в дальнейшем эффективная и сбалансированная политика Компании в области применения передовых технических решений позволит сохранить хорошие экономические показатели и обеспечит стабильное функционирование российской системы нефте- и нефтепродуктопроводов.

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS