Наверх

Статья президента ОАО «АК «Транснефть» Н.П. Токарева в журнале-каталоге «Транспортная безопасность и технологии»

Дата публикации: 24 августа 2009

10 июня 2009 года в городе Унеча (Брянская область) в торжественной обстановке состоялась сварка первого стыка нефтепровода второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

Реализация этого проекта стала логическим продолжением идеи создания независимого балтийского направления транспортировки российской нефти, начало которому было положено в декабре 2001 года.

Ввод в эксплуатацию первой очереди БТС мощностью 12 миллионов тонн послужил отправной точкой для развития одного из наиболее востребованных на сегодняшний день экспортных маршрутов ОАО «АК «Транснефти» . В течение нескольких лет мощность системы была поэтапно увеличена до 74 миллионов тонн нефти в год, то есть более чем в 6 раз!

Благодаря БТС отечественные нефтяники получили возможность широкого выхода на рынки Северо-Западной Европы, минуя при этом транзитные территории. Как показало время, это было экономически и стратегически верное решение.

В последнее время резко активизировались попытки наших соседей создать альтернативные пути доставки энергоносителей на европейские рынки. В мае этого года украинской стороной было принято решение о реализации проекта так называемого Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Его идея заключается в использовании нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме. Разработанное американской компанией технико-экономическое обоснование проекта предусматривает достройку существующего нефтепровода до польских городов Плоцк и Гданьск с поэтапным увеличением пропускной способности до 20, 30 и 40 миллионов тонн в год.

Исходя из состава участников данного проекта (Азербайджан, Грузия, Польша, Украина и Литва), а также имеющихся оценок его ресурсной базы, идея аверсной прокачки представляется нам скорее политическим проектом, нежели технически обоснованным решением.

Вместе с тем, перспектива реализации проекта и связанные с этим угрозы бесперебойным поставкам российского сырья по нефтепроводу «Дружба» требуют от нас решительных шагов по обеспечению экономических интересов отечественных производителей.

В этой ситуации строительство второй очереди Балтийской нефтепроводной системы является особенно своевременным. Работа над проектом ведется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 года № 1754-р о проектировании и строительстве Балтийской трубопроводной системы-2 по маршруту г. Унеча (Брянская область) – г. Усть-Луга (Ленинградская область) пропускной способностью до 50 миллионов тонн нефти в год.

Трасса нефтепровода проходит по территории Брянской (98 км), Смоленской (280 км), Тверской (196 км), Новгородской (228 км) и Ленинградской (199 км) областей с размещением конечной точки нефтепровода – пункта сдачи-приема нефти на территории морского торгового порта Усть-Луга.

Функции заказчика по реализации проекта БТС-2 возложены на дочерние предприятия ОАО «АК «Транснефть» - ОАО «МН «Дружба» (линейная часть, НПС, внешнее электроснабжение) и ОАО «Связьтранснефть» (объекты связи).

Создание БТС-2 предполагается осуществлять в два этапа. На первом этапе будут построены объекты пускового комплекса пропускной способностью до 30 миллионов тонн нефти в год с обеспечением начала транспортировки сырья к концу 2012 года. Второй этап предусматривает доведение пропускной способности системы до 50 миллионов тонн нефти в год.

Первый пусковой комплекс включает в себя строительство линейной части нефтепровода протяженностью 762 километра (на участке НПС «Унеча» - НПС № 7), а также протяженностью 236 километров (на участке НПС № 7 – ПСП «Усть-Луга»), реконструкцию и подключение действующих НПС «Унеча» и НПС «Андреаполь», строительство двух НПС (№№ 3,7) и пункта сдачи-приема нефти.

В ходе второго планируется сооружение четырех НПС (№№ 2,4,6,8), реконструкция (расширение) НПС № 7, строительство ответвления на Киришский НПЗ протяженностью 172 километра, а также ПСП «Кириши».

Давление в нефтепроводе БТС-2 принято таким же, как и в системе «Дружба», то есть 6,3 Мпа, однако диаметр трубы будет увеличен. В соответствии с проведенным гидравлическим расчетом, на участке НПС «Унеча» - НПС №7 принят диаметр труб 1067 мм, а на участке от НПС №7 до ПСП «Усть-Луга» - 1020 мм. Такое решение ориентировано на более эффективный режим подачи нефти, так как давление в трубе в этом случае будет распределяться более равномерно.

Одновременно со строительством линейной части и нефтеперекачивающих станций будет вестись работа по сопутствующим проектам. В целях обеспечения внешнего электроснабжения запланировано восстановление старых линий электропередачи и возведение новых, более мощных. Будет создана система оптико-волоконной связи для телефонии, передачи данных, совещаний, диспетчерской связи, системы охранной сигнализации и т.д. В качестве сети связи выбрана волоконно-оптическая линия связи – ВОЛС. Ее общая протяженность составит около 770 километров. На этапе строительства планируется организовать подвижную радиосвязь для строительных бригад и технического персонала, обслуживающего нефтепровод. УКВ-радиосвязь с использованием технологии IP и арендуемых спутниковых каналов связи обеспечит своевременную передачу оперативной информации и централизованное управление строительством.

На завершающем этапе строительства будут отремонтированы дороги, восстановлены существующие полотна.

Параллельно со строительством нового нефтепровода начнется реконструкция порта Усть-Луга, возможности которого будут значительно увеличены. ОАО «АК «Транснефть» уже приступила к проектированию терминала на площади 45 гектаров, далее планируется построить резервуарный парк и всю необходимую инфраструктуру.

ОАО «АК «Транснефть» предпринимает все возможные меры для того, чтобы свести к минимуму возможное воздействие объектов будущего нефтепровода на окружающую среду.

В ходе проектирования были разработаны конкретные мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

В соответствии с требованиями российского законодательства и нормами международного права выполнен комплекс инженерно-экологических изысканий, в частности разработан раздел «Мероприятия по охране окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду».

В разделе определены источники воздействия, их качественные и количественные характеристики, границы зоны воздействия. Для наблюдения за состоянием окружающей среды при строительстве и эксплуатации трубопроводной системы в проектной документации даны предложения по организации экологического мониторинга при строительстве и эксплуатации объекта, а также разработана программа экологического мониторинга на период строительства.

При проектировании нефтеперекачивающих станций предусмотрен комплекс природоохранных сооружений, обеспечивающих соблюдение утвержденных предельно-допустимых концентраций в атмосферном воздухе, очистку бытовых сточных вод и другие мероприятия.

В качестве способа прокладки нефтепровода выбран подземный вариант. Труба укладывается в траншею на глубину свыше двух метров. Кольцевые швы трубы после сварки обязательно контролируются. Это происходит в несколько этапов – сначала проводится ультразвуковой контроль, затем рентген-контроль, чтобы исключить малейшую возможность разрывов. Далее следуют работы по изоляции сварных швов.

Постоянно совершенствуются технологии сборки трубопроводов, что призвано свести к минимуму риск разлива нефти.

По окончании строительства будет произведено восстановление или рекультивация, выполняемые в два последовательных этапа - технический и биологический.

В целом можно сказать, что разработанные технические решения и природоохранные мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, а также проведение полномасштабных экологических исследований обеспечат минимизацию воздействия проектируемых объектов на окружающую среду и позволят достичь высокого уровня экологической безопасности в ходе предстоящего строительства и эксплуатации системы.

Вопросам доступности этой информации для населения ОАО «АК «Транснефть» традиционно уделяет особое внимание, мы всегда готовы к максимально открытому диалогу с общественностью.

В соответствии с законодательством, в местах прохождения трассы задолго до начала строительства трассы ОАО «АК «Транснефть» открыла общественные приемные. Информация об этом мероприятии была доведена до населения через центральные и местные СМИ. За месяц до проведения слушаний в специально организованных общественных приемных в свободном доступе была размещена проектная документация.

Каждый человек имел возможность оставить запись в специальном журнале с полной уверенностью в том, что его предложения и пожелания будут учтены в ходе дальнейшей работы над проектом. Были организованы специальные слушания, посвященные строительству трубопровода и объектов внешнего электроснабжения. При необходимости слушания проводились в лесных хозяйствах.

На обсуждение экологических вопросов в пяти муниципальных районах собрались представители общественных организаций, уполномоченных государственных органов, исполнительной власти, ученые, представители средств массовой информации. Об основных технических решениях по проекту БТС-2 и о предусмотренных мероприятиях по охране окружающей среды собравшимся докладывали специалисты генерального проектировщика - ОАО «Гипротрубопровод», проектного института «Трансгеопроект», а также заказчика строительства – ОАО «МН «Дружба».

ОАО «АК «Транснефть» и ее дочерние общества имеют большой опыт внедрения передовых технологий в области природоохранной деятельности при строительстве крупных трубопроводных объектов.

Безусловно, в первую очередь это относится к БТС-1. При разработке первой очереди балтийской системы ОАО «АК «Транснефть» исходила из наиболее жестких экологических стандартов, как отечественных, так и зарубежных. В результате Приморск был признан независимыми международными экспертами самым чистым и экологически безопасным в мире. В 2006 году он стал лауреатом первой премии международного конкурса в номинации «Самый экологически безопасный терминал».

В 2008 году за активную деятельность в области охраны окружающей среды и рационального природопользования ОАО «АК «Транснефти» было присвоено почетное звание «Лидер природоохранной деятельности России».

В июне 2009 года немецкой компанией DQS был проведен инспекционный аудит, который подтвердил полное соответствие Системы экологического менеджмента ОАО «АК «Транснефти» требованиям международного стандарта ISO 14001:2004, а также соответствие системы управления охраной труда компании требованиям стандарта BS OHSAS 18001:2007.

Имеющийся опыт и технические наработки будут в полной мере востребованы и при строительстве БТС-2. Тем более, что новый маршрут чрезвычайно сложен. В районах прохождения нефтепровода в Новгородской и Ленинградской областях находятся зоны сплошных болот. Это предполагает проведение сезонных работ, основную часть которых можно будет осуществлять только в зимний период.

В этой связи на первый план выходит проблема качества техники, применяемой при строительстве объектов. Не секрет, что отечественные аналоги не всегда соответствует тем условиям, в которых им приходится работать на объектах ОАО «АК «Транснефти» . В частности, много нареканий вызывает качество дорожной и строительной техники. Приходится покупать адаптированные к нашим условиям экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики в США и Японии. При этом не все зарубежные компании способны обеспечить сервисное обслуживание своей техники в России.

На решение данных проблем направлен недавно созданный перспективный альянс между компаниями ОАО «АК «Транснефть» и «Ростехнологии». В соответствии с подписанным соглашением о сотрудничестве, предполагается создать совместные предприятия, где на основе передовых технологий и требований ОАО «АК «Транснефти» будет создаваться техника, ни в чем не уступающая лучшим мировым образцам.

Первый совместный проект с «Ростехнологиями» планируется реализовывать на базе Новосибирского завода тяжелой дорожной техники. В рамках взаимодействия в этой сфере сейчас ведутся переговоры с рядом зарубежных фирм, в частности с компанией Caterpillar. Мощные современные машины найдут широкое применение на трассе БТС-2.

Расширение Балтийской трубопроводной системы – это крупнейший инфраструктурный проект, требующий объединения усилий ведущих строительных, финансовых и транспортных организаций.

На сегодняшний день стоимость БТС-2 оценивается в 120-130 млрд. рублей. Инвестпрограмма ОАО «АК «Транснефти» на 2009 год предусматривает инвестиции в реализацию проекта в объеме 46 млрд. рублей.

Финансирование будет обеспечено за счет выпуска инфраструктурных облигаций. Первичное размещение на сумму 35 млрд. рублей уже произведено. До конца года компания намерена разместить несколько выпусков облигаций на общую сумму 135 млрд. рублей.

Насколько нам известно, данную схему финансирования проектов готовы взять на вооружение и другие крупнейшие компании, в том числе Российские железные дороги. У нас сложились партнерские отношения с ОАО «РЖД», и сейчас прорабатывается вопрос о сотрудничестве между нашими компаниями в рамках первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан».

В этой связи стоит подчеркнуть, что у «восточного» и «балтийского» маршрутов есть много общего. Оба имеют стратегическое значение для страны, они направлены на создание независимых маршрутов и укрепление позиций России на ведущих мировых рынках нефти. Их реализация будут способствовать не только увеличению экспортных поставок, но и социальному развитию регионов, созданию новых рабочих мест, дополнительным поступлениям в бюджеты разных уровней.

Работая параллельно над несколькими важнейшими для страны трубопроводными проектами, ОАО «АК «Транснефть» уверенно смотрит в будущее и готова эффективно решать стоящие перед ней задачи на благо России.

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS