Наверх

Суд удовлетворил требования НМТП

Дата публикации: 16 июля 2018 Версия для печати

Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил иск ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) к Министерству транспорта РФ, Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) и капитану порта Новороссийск Евгению Тузинкевичу (служит в структуре ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»).

Решение суда

Суд признал все действия и бездействия Минтранса, Росморречфлота и капитана порта Новороссийск, а также распоряжения капитана порта о движении и расстановке судов, в том числе, связанные с танкером «Пенелопа», недействительными.

В частности, суд признал незаконным бездействие Министерства транспорта Российской Федерации, выразившееся в неосуществлении надлежащего контроля и необеспечения отмены трех принятых должностными лицами морского порта Новороссийск распоряжений. Суд также признал незаконным бездействие Минтранса, выразившееся в необеспечении надлежащей организации работы должностных лиц морского порта Новороссийск.

Признано незаконным бездействие Росморречфлота, выразившееся в необеспечении надлежащей организации работы капитана порта.

Кроме того, Арбитраж признал незаконными действия капитана морского порта Новороссийск Евгения Тузинкевича в период с 31 января по 1 марта 2018 года, выразившиеся в создании препятствий для осуществления хозяйственной деятельности ПАО «НМТП» в морском порту Новороссийск, возложении на НМТП не предусмотренной законом обязанности по обслуживанию танкера «Пенелопа».

Три распоряжения капитана порта, меняющие порядок обслуживания судов, признаны судом недействительными.

Суд обязал Минтранс, Росморречфлот и капитана порта устранить нарушение прав и законных интересов НМТП в 30-дневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу.  Суд отказал в удовлетворении требования о привлечении капитана порта к дисциплинарной ответственности.

Суть претензий

НМТП оспаривал действия капитана порта Евгения Тузинкевича, Росморречфлота и Министерства транспорта РФ. Обращение в суд связано с инцидентом вокруг нахождения в порту с 31 января по начало марта 2018 года танкера «Пенелопа». Заявитель, в частности, требовал признать незаконными распоряжения капитана морского порта Новороссийск, которыми были изменены правила движения судов в порту, а именно отменено согласование с операторами портовых терминалов графика приема судов.

В феврале в порту Новороссийск произошли задержки в разгрузке танкеров из-за блокировавшего отгрузку нефтепродуктов танкера «Пенелопа». ПАО «Транснефть» обратилось в Минтранс, а также проинформировало ФСБ и Генпрокуратуру о ситуации, сложившейся с отгрузкой нефтепродуктов в порту. Позже Минтранс сообщил, что ситуация нормализовалась, задержки в разгрузке танкеров произошли из-за временного вывода причалов N26 и N27 из эксплуатации и недолжного взаимодействия операторов терминала с грузовладельцем и перевозчиком. Ситуацию осложнила штормовая погода. В начале марта танкер «Пенелопа» покинул порт Новороссийск.

По мнению НМТП, действия капитана порта вынудили стивидора пришвартовать танкер «Пенелопа» к своим причалам, несмотря на отсутствие возможности осуществлять его загрузку, так как отсутствовало поручение грузоотправителя – «Роснефти». При этом прием остальных судов капитан порта разрешил только после загрузки «Пенелопы».

ПАО «Транснефть» заявляло, что действия капитана порта привели к коллапсу при отгрузке нефтепродуктов на экспорт: была задержана отгрузка шести танкеров, на железнодорожных путях скопилось около 2,4 тысячи цистерн с нефтепродуктами. По мнению компании, капитан порта ставил задачу обеспечить первоочередную отгрузку на танкер «Пенелопа», а обработка любых других судов была поставлена капитаном под условие загрузки этого танкера. 

Суд ранее подтвердил отказ капитану порта Новороссийск в передаче иска НМТП в арбитраж Краснодарского края. Ходатайство о передаче спора по подсудности ранее поддержали другие ответчики и ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» (третье лицо).

В середине июня Арбитражный суд Москвы отложил дело на 16 июля. Тогда суд по собственной инициативе привлек к участию в деле в качестве соответчика Игоря Пушко, который был временно исполняющим обязанности (врио) капитана порта в момент его отсутствия. До этого, на заседании 1 июня, он был привлечен к участию в деле третьим лицом на стороне ответчиков.

Государство владеет 20% акций НМТП, контролирует одну из крупнейших в России стивидорных групп паритетное СП "Транснефти" (MOEX: TRNF) и группы "Сумма" - Novoport Holding (50,1% акций). Отдельно "Транснефти" через "дочку" принадлежит еще 10,5%, "Сумме" - 2,75%. Пакет в размере 5,3% находится в управлении ОАО "РЖД". Активы "Новороссийского морского торгового порта" расположены в Новороссийске, Приморске и Балтийске.

По материалам ИА «Интерфакс», МИА «Россия сегодня»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS