Наверх

Состоялось восемнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»

Дата публикации: 14 марта 2016 Версия для печати

10 марта 2016 года в Москве состоялось восемнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть», в ходе которого обсуждалась тема «Маршруты транспортировки нефти: альтернативные варианты транспортировки (Северный морской путь, железнодорожные перевозки, автомобильные перевозки)».

В заседании приняли участие Михаил Маргелов (вице-президент ОАО «АК «Транснефть»), Сергей Андронов (вице-президент ОАО «АК «Транснефть»), Дмитрий Орлов (председатель Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»), Игорь Кацал (заместитель вице-президента - директор департамента планирования и учета грузопотоков  ОАО «АК «Транснефть»), Владимир Назаров (заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов  ОАО «АК «Транснефть»), Расим Мингазетдинов (начальник управления стратегического развития ОАО «АК «Транснефть»),  Виталий Караганов (советник губернатора Ямало-Немецкого автономного округа), Роман Межлумян (начальник отдела мониторинга и анализа ФКУ «Дирекция госзаказчика программ развития морского транспорта» Министерства транспорта РФ), Александр Минеев (ответственный секретарь и член бюро Экспертного совета Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), Дмитрий Александров (заместитель генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал), Наталья Шуляр (глава  подкомитета по моторному топливу ТПП РФ), Алексей Безбородов (генеральный директор исследовательского агентства InfraNews), Артур Муллин (заместитель директора департамента анализа ТЭК НАО «СибНАЦ»), Александр Ермоленко (партнер, руководитель корпоративной практики ФБК ), Денис Ворчик (старший аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал»), Игорь Демин (советник президента – пресс-секретарь ОАО «АК «Транснефть»).

На встрече также присутствовали журналисты крупнейших российских СМИ, представители специализированных изданий.

Открывая заседание, председатель Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» Дмитрий Орлов отметил важность поставленной на повестку дня темы. По его словам,  найти альтернативу трубопроводному маршруту транспортировки нефти, которая была бы достаточно выгодна в коммерческом отношении, непросто.

Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Маргелов отметил, что заявленная тема является важной не только для компании «Транснефть», но и для всего российского ТЭК в целом. Он заявил, что Северный морской путь является главной судоходной магистралью российской Арктики, одним из важнейших элементов экономики и геополитики региона. По словам вице-президента «Транснефти», не смотря на осложнение экономической ситуации, Арктика остается одним из приоритетных регионов для реализации государственных программ.

Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Сергей Андронов выступил с докладом «Маршруты транспортировки нефти. Итоги 2015 г. План на 2016 г.». Он заявил, что в 2015 году, с учетом кризисных явлений в мировой экономике, значительно снизился объем переработки нефти (почти на 12 млн тонн) на НПЗ РФ, который был перенаправлен на экспорт. Даже с учетом этого фактора, профицит транспортных мощностей компании составляет порядка 54-55 млн тонн. Это позволяет сделать вывод о том, что даже в случае ограничения экспорта энергоресурсов через южное направление, этот объем может быть легко перенаправлен на другие маршруты транспортировки, отметил он. Сергей Андронов также добавил, что наибольшим профицитом обладает нефтепровод «Дружба».

Вице-президент «Транснефти» рассказал о проектах, которые компания реализует с целью увеличения вариативности направлений поставок. Говоря о восточных проектах, он отметил, что ВСТО-1 и ВСТО-2 позволят транспортировать к 2020 году в восточном направлении порядка 80 млн тонн, из них 30 млн тонн будет перенаправлено по маршруту  Сковородино - Мохэ на Китай, остальные 50 млн тонн - в направлении восточных НПЗ и порта Козьмино. При этом мощность Козьмино после реализации ряда специальных мероприятий может увеличиться до 36,5 млн тонн.

По словам Сергея Андронова,  новые инвестпроекты  – Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет позволят принимать нефть с месторождений Западной и Восточной Сибири. Причем нефтепровод Заполярье – Пурпе может транспортировать нефть как в западном (в случае необходимости), так и в восточном направлениях.

Вице-президент «Транснефти» также рассказал о результатах анализа поставок нефти в 2015 году и планах на 2016 год, исходя из заявок нефтяных компаний. Так, в 2015 году по системе ОАО «АК «Транснефть» было поставлено порядка 481,5 млн т нефти - суммарно на НПЗ РФ и основные экспортные направления. План 2016 года по поставкам нефти несколько ниже, чем в 2015 году, однако с учетом заявочного принципа построения прогноза  он будет уточняться как по итогам первого квартала, так и в последующие периоды текущего года.

В заключение Андронов заявил, что «Транснефть» старается реагировать на пожелания рынка и нефтяных компаний по диверсификации направлений своих поставок, чтобы предложить наиболее оптимальные направления транспортировки ресурсов на различные рынки, как на западном, так и на восточном направлении.

Начальник управления стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» Расим Мингазетдинов в ходе заседания Экспертного совета представил анализ поставки нефти трубопроводным транспортом  по Северному морскому пути.

Он сообщил, что ОАО «АК «Транснефть»  рассмотрело предложение руководства Ямало-Ненецкого автономного округа по созданию Арктического маршрута экспорта в страны АТР нефти, добываемой в Западной Сибири в объеме до 40 млн тонн в год, которое связывают с завершением строительства морского порта Сабетта и созданием в Обской губе фарватера, обеспечивающего выход в море.

Расим Мингазетдинов  отметил ряд причин, по которым компания считает нецелесообразной реализацию указанного проекта в ближайшей и среднесрочной перспективе.

По его словам, загрузка данного маршрута предположительно обеспечивается за счет сокращения экспорта нефти в западном направлении на 40 млн тонн. Для создания маршрута предлагается использовать в реверсном режиме существующую трубопроводную систему Западно-Сибирского региона и строящийся магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе. В дополнение предлагается построить магистральный нефтепровод Заполярье - Обская губа протяженностью более 400 км и морской нефтеналивной терминал с комплексом коммуникаций, обеспечивающих его круглогодичное функционирование.

Как отметил начальник управления стратегического развития ОАО «АК «Транснефть», по оценке компании капитальные затраты на реализацию проекта со строительством морского терминала на правом берегу Обской губы в районе пункта Тадебе-Яха составят около 344 млрд руб. без учета строительства подводного перехода до порта Саббета.

Расим Мингазетдинов подчеркнул, что в 2016 году ОАО «АК «Транснефть» вводит в эксплуатацию нефтепровод Заполярье – Пурпе, который обеспечит возможность приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений ЯНАО и севера Красноярского края с возможностью дальнейшей поставки, как в восточном, так и в западном направлении. Однако основное его предназначение – это транспортировка для заполнения нефтепровода ВСТО. К 2020 году объем транспортировки по ТС ВСТО составит 80 млн тонн в год.

Между тем, отметил Расим Мингазетдинов, ресурсная база в Восточной Сибири не превышает 40 млн тонн в год, поэтому практически весь объем, который будет транспортироваться по МН Заполярье – Пурпе будет направлен в ТС ВСТО для обеспечения загрузки 80 млн тонн. «Таким образом, отвлечение этих объемов возможно  только за счет сокращения порядка 40 млн тонн поставок в западном направлении»,  - сказал он.

По словам Мингазетдинова, реализация проекта полностью изменит картину в Схеме нормальных (технологических) грузопотоков, утвержденной Минэнерго РФ. Отвлечение  указанных объемов малосернистой нефти крайне негативно отразится на качестве нефти, в том числе поставляемой на НПЗ Российской Федерации. «Поэтому в настоящее время «Транснефть» считает, что в среднесрочной перспективе реализация проекта нецелесообразна», - заключил Расим Мингазетдинов.

При этом он особо отметил, что необходимо разделять предложения по арктической транспортировке западносибирской нефти от проекта развития Северного морского пути в целом, реализация которого имеет государственное значение.

Как отметил Мингазетдинов,  вопрос экспорта российской нефти Северным морским путем необходимо рассматривать после начала освоения прогнозируемых к открытию месторождений в северной части ЯНАО и на шельфе южной части Карского моря.

В свою очередь, заместитель вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацал пояснил, что значительные сложности в реализации предлагаемого проекта связаны с методологической составляющей. Так, в отличие от газопроводной системы, в системе нефтепроводов транспортируется «широкая палитра» углеводородов, а не монопродукт, как, например, природный газ. Существующая Схема нормальных (технологических) грузопотоков предусматривает формирование сортов нефти в количестве более 20 для внутреннего рынка и 6 экспортных потоков. Поэтому любое серьезное перенаправление или отвлечение больших объемов повлечет за собой изменение качественного состава сортов нефти, которые уже сформированы. Игорь Кацал подчеркнул, что административно принять такое решение без изучения последствий компания не может. Необходимо проанализировать готовность российской переработки и экспортных направлений к возможному изменению качества.

Советник  губернатора  Ямало-Ненецкого автономного округа Виталий Караганов прокомментировал предложение руководства региона по созданию Арктического маршрута экспорта нефти в страны АТР. Он подчеркнул, что освоение Северного морского пути на сегодняшний день является первостепенным вызовом для региона. Виталий Караганов отметил, что Европа не будет увеличивать потребление нефтяного сырья, в то время как азиатские рынки демонстрируют прирост ежегодного потребления.  По его словам, вопрос освоения Северного морского пути требует тщательного анализа и проработки.  

Заместитель генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров выступил с докладом «Транспортировка жидких углеводородов.  Некоторые аспекты отраслевого и регионального сопоставления», в котором рассказал об особенностях каждого из видов транспортировки. По его словам, в последнее время наблюдается рост спроса на автоперевозки и сокращение объема железнодорожных перевозок.   Между тем, эксперт отметил, что крупнотоннажные перевозки нефти на систематической основе автотранспортом нецелесообразны. Как рассказал Александров, большое количество замечаний пользователей  в сторону железнодорожных перевозок связано с временными потерями и сложностями при расчете. Основным фактором снижения объема железнодорожных перевозок, по его словам, является рост тарифов на услуги РЖД. Тарифы на железнодорожные перевозки растут опережающими темпами и по отношению к инфляции, и по отношению к ценам как автомобильных компаний, так и «Транснефти». В 2015 году рост тарифов РЖД в среднем составил 10%, отметил эксперт, добавив, что индексация тарифов «Транснефти» была порядка 6-7%. Говоря об особенностях транспортировки нефти по Северному морскому пути, Александров отметил, что величина тарифа будет зависеть от ряда факторов. В случае непредвиденных задержек судов из-за климатических условий, необходимости использования ледокола, издержки могут вырасти в несколько раз, подчеркнул он.

По мнению эксперта, безальтернативная дешевизна, четко отлаженная тарификация и диспетчеризация являются главными преимуществами трубопроводного транспорта. Именно благодаря этим показателям «Транснефть» всегда будет ключевым игроком на рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов, отметил Александров.

Начальник отдела мониторинга и анализа ФКУ «Дирекция госзаказчика программ развития морского транспорта» Министерства транспорта РФ Роман Межлумян обратил внимание на вопросы обеспечения безопасности при транспортировке по Северному морскому пути. По его словам, если рассматривать Северный морской путь как экспортный канал, обеспечение безопасности судоходства будет приоритетной задачей. Если во льдах произойдет разлив нефти, отметил он, то последствия будут катастрофическими. Безопасность судоходства в целом должна быть важнее всего, подчеркнул Межлумян.

Артур Муллин, заместитель директора департамента анализа ТЭК НАО «СибНАЦ», рассказал о развитии Арктических территорий Российской Федерации. По его словам, в целях эффективного развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации и планирования целесообразности создания новых транспортных коридоров необходимо разработать Доктрину развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации, с учетом перспективного формирования грузопотоков и направления их перемещения как внутри территории государства, так и за его пределами на период до 2050 года. Также он отметил, что должен быть разработан государственный топливный баланс Российской Федерации, содержащий систему показателей, описывающих источники возникновения и формирования топливно-энергетических ресурсов и использование этих ресурсов в различных целях, в том числе для формирования грузопотоков для внутреннего потребления и экспортных поставок.

Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов представил доклад о перспективах неуглеводородной логистики на Северном морском пути. Он сообщил, что в западной части Северного морского пути растет оборот портов, в 2015 году рост составил 1%. Также эксперт отметил, увеличение спроса на контейнерную логистику. По его словам, это связано в большей степени с деятельностью «Норильского никеля», который эксплуатирует западную часть Северного морского пути, имея собственный ледокольно-контейнерный флот. Безбородов высказал мнение о необходимости сокращения расстояния между крайними точками Северного морского пути – развитии Камчатки и портопунктов в Восточной Арктике.

В заключение заседания Экспертного совета Сергей Андронов подчеркнул, что как логистический маршрут Северный морской путь очень важен и его использование возможно для транзита грузов третьих стран, а также для перевозки грузов с газовых проектов, реализуемых в регионе.  Что же касается создания нового нефтяного маршрута в Арктике, то после тщательного и всестороннего анализа, по его мнению, можно рассмотреть возможность транспортировки части объемов с шельфа через систему «Транснефти». «Проект нужно считать очень взвешенно, потому что сейчас не время для сооружения инфраструктурных «памятников», чтобы они впоследствии простаивали», - заключил Сергей Андронов.

Дмитрий Орлов  поблагодарил всех участников Экспертного совета, отметив плодотворность проведенной дискуссии.

 

 

Экспертный совет ОАО "АК "Транснефть"
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS