Наверх

Состоялось двадцатое заседание Экспертного совета ПАО «Транснефть»

Дата публикации: 13 сентября 2016 Версия для печати

13 сентября 2016 года в Москве состоялось двадцатое заседание Экспертного совета ПАО «Транснефть», в ходе которого обсуждалась тема «Система транспортировки нефтепродуктов: ход реализации инвестпроектов компании и развитие биржевой торговли».

В заседании приняли участие Михаил Маргелов (вице-президент ПАО «Транснефть»), Дмитрий Орлов (председатель Экспертного совета ПАО «Транснефть»), Владимир Назаров (заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов  ПАО «Транснефть»), Расим Мингазетдинов (начальник управления стратегического развития ПАО «Транснефть»), Игорь Демин (советник Президента - пресс-секретарь  ПАО «Транснефть»), Станислав Ческидов (начальник  управления по контроллингу поставок и региональных рынков Департамента по управлению антимонопольными рисками ПАО «Газпром нефть»), Юрий Щербанин (заведующий кафедрой  нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина), Дмитрий Александров (заместитель генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал), Наталья Шуляр (главный редактор нефтегазового журнала «ИнфоТЭК», Председатель  Подкомитета по моторному топливу ТПП РФ), Алексей Безбородов (генеральный директор исследовательского агентства InfraNews), Павел Катюха (к.э.н., заместитель заведующего кафедры нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа им. Губкина), Андрей Борис (руководитель нефтегазового направления Группы ЭРТА), Алексей Хмельницкий (директор Центра исследований в области энергетики бизнес-школы Сколково), Александр Ермоленко (партнер, руководитель корпоративной практики юридической фирмы ФБК Право), Борис Харас (исполнительный директор ООО «ИнфТех»), Сергей Жиляков (директор департамента индустриальных решений ООО «ИнфТех»), Станислав Жизнин (президент Центра дипломатии и геополитики, профессор Международного института энергетической политики и дипломатии), Денис Ворчик (старший аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал»).

На встрече также присутствовали журналисты крупнейших российских СМИ, представители специализированных изданий.

Открывая заседание, председатель Экспертного совета ПАО «Транснефть» Дмитрий Орлов поприветствовал участников и отметил важность поставленной на повестку дня темы.

Вице-президент «Транснефти» Михаил Маргелов заявил, что за последние годы биржевая торговля энергоресурсами, как рыночный институт, доказала свою востребованность не только со стороны участников рынка, госорганов, но и со стороны общественности. По его словам «Транснефть» добилась значительного прироста количества биржевых сделок нефтепродуктов. Этому, в том числе, способствует активное развитие биржевой торговли нефтепродуктами способом поставки «франко-труба» (поставка товара осуществляется по системе магистрального трубопроводного транспорта «Транснефти» путем сдачи товара поставщиком в систему магистрального трубопроводного транспорта).

«В настоящее время действует полнофункциональный механизм по организации торгов нефтепродуктами на базисах наливных пунктов компании «Транснефть», и мы стремимся к его постоянному совершенствованию для обеспечения быстрой и надежной процедуры поставки биржевого товара», - сообщил он.

Михаил Маргелов отметил важное значение реализации инвестиционных проектов по развитию системы магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП). По его словам, цель развития МНПП напрямую связана с обеспечением задач по переориентированию перевалки нефтепродуктов из зарубежных портов в порты Российской Федерации - в балтийские порты Усть-Луга и Приморск, а также порт в г. Новороссийске. «Это важная и ответственная работа, которая требует планомерной реализации и в компании ей уделяется самое пристальное внимание», - подчеркнул он.

Заместитель вице-президента «Транснефти» Владимир Назаров рассказал об инвестиционных проектах по развитию системы магистральных нефтепродуктопроводов.  Он отметил, что данные проекты направлены как на увеличение пропускных возможностей на экспортных направлениях, так и на обеспечение возможности дополнительных поставок на внутреннем рынке Российской Федерации.

В числе основных проектов в области транспортировки нефтепродуктов Владимир Назаров назвал «Юг», «Север», а также увеличение поставок топлива в направлении Московского региона. Конечная цель проектов развития МНПП – достижение транспортировки в объеме 56 млн тонн в год светлых нефтепродуктов к 2020 году, сообщил заместитель вице-президента компании.

Он напомнил, что проект «Юг» – реализуется в два этапа: прокладка участка от Волгограда до Новороссийска с завершением строительства в четвертом квартале 2017 года и строительство участка от Самарского региона до Волгограда с реализацией в 2020 году. На первом этапе планируется транспортировать 6 млн тонн ресурсов, при этом в районе Волгоградской области будет функционировать железнодорожная эстакада для слива нефтепродуктов. На втором этапе, на участке из Самары до Волгограда, проектная мощность составит 6 млн т, на участке из Волгограда в Новороссийск – 11 млн тонн. Проект «Юг» реализуется в соответствии с планами, в четвертом квартале 2017 года  – реализация первого этапа.

Проект «Север» также разделен на два крупных этапа. Владимир Назаров сообщил, что в рамках первого этапа будет реализован проект с условным названием «Север -15», вторым этапом станет «Север-25».

По словам Владимира Назарова, проект «Север -15» будет реализован уже в 2016 году, проект «Север-25» - в 2018 году. При увеличении транспортировки в направлении порта Приморск до 25 млн тонн ПАО «Транснефть» планирует привлечь все ресурсы, которые в настоящее время поставляются тем или иным видом транспорта в направлении Прибалтики. Речь идет о дизельном топливе класса «Евро-5».

В сентябре 2016 года в рамках проекта «Север» планируется заполнение участка от Ярославля до Киришей – бывший нефтепровод, перепрофилированный под транспорт нефтепродуктов. Это позволит выйти на плановые цифры в 15 млн тонн. В октябре-ноябре 2016 года компания планирует ввод в эксплуатацию ряда промежуточных станций и резервуарных парков с тем, чтобы считать проект «Север-15» полностью завершенным, отметил Владимир Назаров.

В рамках проекта увеличения поставок нефтепродуктов в Московский регион будут обеспечиваться дополнительные поставки дизельного топлива, будет реализована поставка автомобильного бензина. В настоящее время в рамках проекта строится сливная железнодорожная эстакада в Рязанской области – «Шилово-3». «Соответственно, дополнительный объем авиатоплива получаем по железной дороге и уже по системе магистральных нефтепродуктопроводов транспортируем его до московских аэропортов», - пояснил Владимир Назаров.

«По итогам реализации проекта мы ожидаем плановые проектные мощности магистральных нефтепродуктопроводов в объеме свыше 14 млн тонн. Данный объем будет транспортироваться в пределах московского кольца и с выдачей в пределах московского кольца», - сообщил Владимир Назаров. Проект будет реализован в 2018 году, также поэтапно. В 2017 году ПАО «Транснефть» рассчитывает иметь возможность транспортировать 2 млн тонн бензина с нижегородского завода с последующим увеличением объемов бензина как со стороны нижегородского завода, так и со стороны Рязанского нефтеперерабатывающего завода. Также в планах компании - увеличение приема бензина и дизельного топлива от Московского нефтеперерабатывающего завода. В рамках первого этапа 2,5 млн тонн авиатоплива в год будет приниматься на сливной эстакаде «Шилово -3» и транспортироваться в направлении Московского авиаузла.

Владимир Назаров также сообщил о планах ПАО «Транснефть» по развитию мелкооптовой торговли. «Важно, что мы, развивая внутреннюю сеть во взаимодействии с нефтяными компаниями и строя свои наливные пункты, делаем упор именно на автоцистерны, на мелкооптовую торговлю. Все это будет подспорьем в развитии биржевой торговли», - отметил Владимир Назаров.

Он добавил, что компания планирует иметь возможность отпускать топливо, в первую очередь, дизельное в автоцистерны в тех регионах, где ее присутствие невелико – Ленинградская область, Краснодарский край, Челябинск, Брянск.

ПАО «Транснефть» ожидает роста объема транспортировки нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ. «Динамика впечатляющая. Если в 2016 году мы ожидаем чуть менее 9 млн тонн общего транспорта, то, начиная с 2018 года, с учетом реализации проектов по развитию системы МНПП, прогнозируем уровень транспортировки в объеме 15,5 млн тонн и далее - выход на уровень более 16 млн тонн светлых нефтепродуктов», - подчеркнул Владимир Назаров. Он напомнил, что пик объемов транспортировки на внутреннем рынке был зафиксирован в 2012 году – 11,5 млн т светлых нефтепродуктов, после этого динамика была отрицательная.

Владимир Назаров сообщил, что отпуск покупаемых нефтепродуктов осуществляется примерно в 50% случаях на сторонних нефтебазах, аналогично – в 50% на наливных пунктах ПАО «Транснефть». В будущем это соотношение сохранится. «Это говорит о том, что мы не только со сторонними нефтебазами работаем, но также идет работа с собственными наливными пунктами, что способствует развитию мелкооптовой торговли и отпуску через автоцистерны», - отметил он.

Говоря о тенденциях в области биржевой торговли нефтепродуктами, Владимир Назаров сообщил, что если в 2015 году торги в основном осуществлялись на условиях «франко –НПЗ» с последующим вывозом по железной дороге, то в 2016 году наблюдается резкий рост торговли на условиях «франко-труба». Большая работа была проведена самой биржей, с начала 2016 года ситуацию постоянно мониторит ФАС. «И сами нефтяные компании, и трейдинговые структуры попробовали и поняли, что с системой МНПП можно работать, есть у нас определенные преимущества и перед железной дорогой», - отметил Владимир Назаров. Количество договоров и биржевых сделок выросло в два раза по итогам полугодия и по итогам года тенденция, как ожидается, сохранится, сообщил он.

«Таким образом, биржевая торговля в 2016 году на «трубных» базисах начала достаточно хорошо развиваться и расширяться. Это подтолкнуло «Транснефть» к тому, чтобы стать оператором товарных поставок. Работа ведется во взаимодействии с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и ФАС России», - подчеркнул Владимир Назаров.

В настоящее время работа на базисах ПАО «Транснефть» осуществляется как полнофункциональный механизм организации биржевых торгов. Целью является создание и совершенствование механизма организации биржевых торгов на базисах компании с обеспечением быстрой и надежной процедуры поставки биржевого товара по принципу «поставка против платежа». Применяя и внедряя информационные системы, системы обмена информацией с РДК и биржей, компания рассчитывает уменьшить сроки передачи товара от продавца покупателю и, тем самым, сократить путь товара от производителя до получателя, что и входит в задачу оператора товарных поставок.

Торговля на бирже в настоящее время условно состоит из двух звеньев: сама биржа и РДК. При этом РДК выступает в качестве клирингового центра по проведению финансовых операций между покупателем и продавцом. ПАО «Транснефть» предлагает третье звено – себя в качестве оператора поставок. Благодаря появлению третьего звена передача товара от продавца покупателю будет происходить также быстро, как осуществляется платеж: ПАО «Транснефть» в качестве оператора товарных поставок заключает соответствующе договоры с участниками биржевой сделки и посредством информационных систем обеспечивает передачу продукта в эти же сутки, в течение одного дня, от продавца покупателю.

Для получения статуса оператора товарных поставок компании необходимо получить аккредитацию Банка России. С этой целью выполняется ряд процедур.

Владимир Назаров отметил, что при биржевой сделке оператор товарных поставок и РДК являются гарантами перехода права собственности на биржевой товар. Переход права собственности осуществляется на базисах компании «Транснефть» на основании открытого товарного счета в сжатые сроки, максимум на вторые сутки, что достигается посредством использования автоматизированной системы и постоянного обмена информацией между оператором товарных поставок, РДК и самой биржей.

«Планируется, что в рамках имеющихся договоров хранения с клиентами заключаются договоры на открытие торгово-товарного счета. В рамках этого счета будут блокироваться по заявке клиентов определенные объемы ресурса. Данная информация будет доводиться до биржи, биржа, в случае проведения тех или иных торговых операций, эту информацию передает РДК, в свою очередь, РДК обратно данную информацию направляет в «Транснефть». Компания в результате передает товар с одного торгового счета на другой товарный счет – от продавца покупателю», - пояснил Владимир Назаров.

 В настоящее время компания реализует мероприятия, направленные на подготовку к работе в статусе оператора товарных поставок. На сегодняшний день пункты ПАО «Транснефть», на которых возможен прием и сдача нефтепродуктов, являются биржевыми базисами, за исключением одного-двух. Клиентам также оказывается информационная поддержка - в рамках договора хранения и налива предлагается заключать информационный договор.

Владимир Назаров также сообщил, что в настоящее время ПАО «Транснефть» реализует проект по организации юридически значимого электронного документооборота на основе применения цифровой подписи. Переход права собственности товара в резервуарах от одного клиента к другому осуществляется по факту предоставления клиентом трехстороннего акта, подписанного покупателем продавцом и компанией. Соответствующий электронный документ будет готовиться в течение часа – двух после совершения биржевой сделки.

В рамках данных работ ПАО «Транснефть» предстоит модернизировать систему учета, реализовать проект электронной подписи, что гарантирует информационную безопасность и конфиденциальность. Также необходима юридическая поддержка - разработка внутренних регламентов и регламентов взаимоотношений с биржей, сопровождение заключения договоров непосредственно с клиентами.

«Между РДК и ПАО «Транснефть» должно быть технически реализовано единое пространство доверия. Это подразумевает наладку единого канала новостного обмена на основе применения сертификатов электронной подписи. Это вопрос достаточно важный и сложный – как обеспечить защищенный канал связи, защищенный обмен информацией с другими госструктурами и ведомствами. Такая работа ведется, и в рамках своих удостоверяющих центов мы ожидаем завершения это работы к концу года», - сообщил Владимир Назаров.

Он также отметил, что утверждена дорожная карта, в рамках которой будут реализовываться соответствующие мероприятия. В результате ПАО «Транснефть» намерено получить статус оператора товарных поставок.

«На первом этапе планируем вести консультационные мероприятия по формированию всех необходимых документов. Основной этап - до сентября 2017 года – программно-техническое обеспечение; в течение сентября-октября следующего года компания рассчитывает получить аккредитацию ЦБ РФ и провести тестирование ПО. Далее проведение договорной кампании, опытная эксплуатация. В ноябре 2017 года планируется начать промышленную эксплуатацию системы и получить статус оператора товарных поставок», – отметил Владимир Назаров.

Юрий Щербанин, заведующий кафедрой  нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа, представил доклад о мировых тенденциях построения биржевой торговли нефтепродуктами. По его словам, в последнее время наблюдается рост  влияния экономических и геополитических факторов. Эксперт поддержал работу «Транснефти», направленную на получение статуса «Оператора Товарных Поставок».

Заместитель генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров рассказал о ситуации на биржевом и внебиржевом рынках нефтепродуктов. Эксперт заявил, что рынок принимает более цивилизованную форму. «Эффективность ценообразования и реальное увеличение числа небольших участников подтверждает более высокая амплитуда колебаний биржевых цен и возрастающая ликвидность», – объяснил он. По словам Александрова, запуск рублевых контрактов на сырую нефть создает ряд вызовов, но открывает широкую перспективу для внутреннего арбитража и хеджа, даже с учетом базисного риска. В заключение он отметил, что торговля поставочными контрактами с разной срочностью исполнения позволит улучшить операционное планирование как в хранении, так и в закупках и сбыте.

По мнению Андрея Бориса, руководителя нефтегазового направления Группы ЭРТА, нефть и нефтепродукты в  системе «Транснефти» являются идеальным биржевым товаром. Эксперт положительно оценил включение компании в процесс биржевой торговли. «То, что это происходит только сейчас связано с тем, что сам рынок развивается не так быстро, как хотелось бы», – отметил он.

По мнению начальника  управления по контроллингу поставок и региональных рынков Департамента по управлению антимонопольными рисками ПАО «Газпром нефть»  Станислава Ческидова, основная цель и задача на сегодняшний день – избежать дополнительных затрат, не допустить того, чтобы внебиржевой ранок оказался более доступным, чем биржевой. Он отметил, что покупатель всегда будет искать более выгодную нишу, поэтому необходимо создать такие условия, чтобы было выгоднее покупать на бирже.

Александр Ермоленко, руководитель корпоративной практики юридической фирмы ФБК Право, выступил с докладом о законодательном регулировании организации биржевых торгов. Как рассказал эксперт, с юридической точки зрения законодательное регулирование  не является на сегодняшний день слабой точкой процесса торговли на бирже, серьезные сдерживающие факторы отсутствуют.  Он напомнил о том, что проблема допуска иностранцев к биржевым торгам на сегодняшний день решена, в закон об организованных торгах внесены соответствующие изменения. Эксперт заявил, что закон о биржевых торгах достаточно проработан, и продолжает развиваться. Александр Ермоленко заявил, что получение статуса «Оператора Товарных Поставок» является  логичным шагом для «Транснефти».

Дмитрий Орлов  поблагодарил всех участников двадцатого заседания Экспертного совета, отметив многогранность и плодотворность проведенной дискуссии.

Экспертный совет ПАО «Транснефть»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS