Наверх

Состоялось девятнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»

Дата публикации: 23 мая 2016 Версия для печати

19 мая 2016 года в Москве состоялось девятнадцатое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть», в ходе которого обсуждалась тема «Объемы, структура и перспективы поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынок Восточной Европы».

В заседании приняли участие Сергей Андронов (вице-президент ОАО «АК «Транснефть»), Михаил Маргелов (вице-президент ОАО «АК «Транснефть»), Дмитрий Орлов (председатель Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»), Игорь Кацал (заместитель вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков ОАО «АК «Транснефть»), Владимир Назаров (заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов  ОАО «АК «Транснефть»), Александр Богатырев (начальник отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов Министерства энергетики РФ), Михаил Темниченко (первый вице-президент, заместитель председателя правления ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа»), Игорь Демин (советник Президента - пресс-секретарь  ОАО «АК «Транснефть»), Олег Пилипец (директор департамента внешнеэкономических отношений), Александр Минеев (ответственный секретарь и член бюро Экспертного совета Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), Алексей Мастепанов (заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН), Мусса Аушев (начальник управления транспортной логистики  ПАО «ЛУКОЙЛ»), Алексей Безбородов (генеральный директор исследовательского агентства InfraNews), Юрий Щербанин (заведующий кафедрой  нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина), Наталья Шуляр (главный редактор Нефтегазового журнала «ИнфоТЭК», Председатель  Подкомитета по моторному топливу ТПП РФ), Дмитрий Александров (заместитель Генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал), Дарья Козлова (консультант VYGON Consulting), Олег Чубаров (эксперт Института прикладного права и законодательных экспертиз), Сергей Рыжкин (редактор издания «Argus Нефтетранспорт»), Виталий Чернов (главный редактор ИАА «ПортНьюс»), Денис Ворчик (старший аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал»).  

На встрече также присутствовали журналисты крупнейших российских СМИ, представители специализированных изданий.

Открывая заседание, председатель Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» Дмитрий Орлов поприветствовал участников и отметил важность поставленной на повестку дня темы.

Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Маргелов подчеркнул, что заявленная тема является важной не только для компании «Транснефть», но и для всего российского ТЭК в целом. Михаил Маргелов заявил, что компания гарантирует экспортные поставки нефти, отвечающей критериям, предъявляемым к маркерным сортам, а также стабильные показатели качества, надежность, развитую инфраструктуру и удобное расположение экспортных терминалов.

Завершая выступление, вице-президент ОАО «АК «Транснефть» назвал символичным то обстоятельство, что через неделю в Словакии, в г. Братиславе, состоится пятое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти.

Выступая с докладом о качестве нефти, заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацал сообщил, что формирование российских экспортных сортов в магистральной системе осуществляется в основном в двух направлениях. Первое направление – западное: порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, нефтепровод «Дружба». Данные четыре направления формируются из ресурсов Западной Сибири, Урало-Поволжья и ресурсов северных производителей. В восточном направлении идет уже известный на рынке сорт ESPO («Восточная Сибирь – Тихий океан») – на порт Козьмино и в направлении Китая.

Вопросы структуры поставок, маршрутов и качества нефти, по мнению компании, совершенно оправданы и объективно в последние 5-6 лет интересуют рынок, подчеркнул Игорь Кацал. Он пояснил, что за последние годы создан профицит в системе магистральных нефтепроводов. Если еще до 2010 года нефтяные компании испытывали дефицит пропускных мощностей экспортных поставок, то с запуском двух проектов на востоке – ВСТО и порт Козьмино – и одного проекта на западе – БТС-2 с выходом на порт Усть-Луга – данная проблема решена.

Игорь Кацал также отметил, что осуществляется транспортировка не просто «трубной» нефти, а нефти малосернистой, легкой и в достаточно больших количествах. «Это влияет на все четыре указанных западных направления. Оказывает достаточно серьезное влияние в части изменения этих качественных параметров. Зачастую увеличение содержания серы трактуется как ухудшение качества. Хотя, по нашему мнению, и по мнению других экспертов, сера - такой же продукт, как бензин и дизтопливо, и совсем не значит, что повышенное ее содержание в нефти будет серьезно сказываться на конечной цене этого продукта», - подчеркнул заместитель вице-президента.

Качественные параметры, которые формируют и экспортные параметры, и качество нефти, которую ОАО «АК «Транснефть» поставляет сегодня на все НПЗ России, формируются в соответствии с документом, который утверждает Минэнерго РФ – Схема нормальных технологических грузопотоков. Это происходит уже в течение более 20 лет, пересматривается схема в последние годы достаточно часто. Существующие параметры качества по содержанию серы на западных направлениях: экспортные сорта «Юралс» (Приморск) максимальный норматив по содержанию серы 1,55%, «Юралс» («Дружба») - 1,7%, Новороссийск - 1,5%, Усть-Луга – 1,7% и малосернистый поток – компания сохранила его при существующих непростых условиях – сорт Siberian Light, перенесен из порта Туапсе в Новороссийск.

В восточном направлении также ведется поставка малосернистого сорта, который соответственно классифицирован по отраслевому ГОСТу.

Игорь Кацал проинформировал участников заседания о структуре поставок в региональном разрезе. Так, по его словам, высокосернистые ресурсы Татарстана и Удмуртии попадают и в экспортное направление (Приморск, Усть-Луга), и в направлении Новороссийска. Ресурсы Поволжья, Самарской области также идут в направлении Новороссийска по нефтепроводу «Дружба». Ресурсы Башкирии поставляются и в направлении Приморска, и в «Дружбу», Усть-Лугу, и в Новороссийск.

В восточном направлении формируется отдельный поток малосернистой нефти, в двух направлениях идет экспорт малосернистой нефти сорта «ВСТО» - на Китай и через порт Козьмино.

«Если мы видим, что сорт ВСТО – малосернистый, и 50% это уже теперь ресурсы Восточной Сибири, 16% - ресурсы Центральной Сибири и 34% - ресурсы Западной Сибири. Как правило, эти все ресурсы малосернистые», - сообщил Игорь Кацал. Западное направление – «Юралс»: 65% - Западная Сибирь, 31,6%- высокосернистая нефть трех регионов (Татарстан, Башкирия, Поволжье) и 3,2% - ресурсы Коми. Данные цифры зафиксированы по системе по состоянию на 2015 год.

«Мы не драматизируем ситуацию и не сгущаем краски, хотя часто нас в этом упрекают. Однако с 2009 года количество высокосернистой нефти с содержанием серы от 1,8% и до 4,5% – это максимальный показатель серы в системе», - подчеркнул Игорь Кацал.

Все регионы добычи нефти с высоким содержанием серы ориентированы только в западном направлении. Все это количество высокосернистой нефти сегодня частично перерабатывается на НПЗ РФ, а частично вовлекается в поток российской экспортной смеси «Юралс», добавил он.

По словам Игоря Кацала, динамика приема малосернистой нефти также положительна, как и динамика по «высокой сере». Увеличение экспорта малосернистой нефти также неуклонно растет, как и сами ресурсы, которые компания принимает в систему. Остальная часть перерабатывается на заводах – вся восточная группа НПЗ – это малосернистые заводы (Омский НПЗ, Ачинский, Ангарский, Хабаровский, Комсомольский НПЗ). На западном направлении не так много заводов и самый крупный из них – Волгоградский НПЗ, отметил Игорь Кацал.

Говоря о качественной составляющей в целом по системе ОАО «АК «Транснефть», которая является основой для формирования экспортных потоков, Игорь Кацал сообщил, что с 2009 года выросло содержание серы с 1,25% до 1,3%, а также по плотности всех сортов нефти в целом по системе зафиксирован рост с 859 до 861 килограмма.

В настоящее время объемы высокосернистой нефти, которые имеются в магистральной системе ОАО «АК «Транснефть», поставляются только в западном направлении, за исключением тех объемов, которые компания перенаправляет с западного направления на восточное (около 4 млн т башкирской нефти перенаправляется с целью компенсации и стабилизации качества нефти в системе). Высокосернистая нефть распределяется в направлении Казахстана и группы малых заводов в Западной Сибири.

Компания фиксирует ежегодный прирост высокосернистой нефти до 2,5 млн т в системе. Кроме того, вырос прием нефти с осложненными геологическими характеристиками, а также нефти с аномальными качественными параметрами (высокая плотность при низком содержании серы). Также прогрессирует фактор старения месторождений, увеличился объем переработки и отвод малосернистой нефти в восточном направлении, на восточные заводы. Помимо этого, выросло количество высокосернистой нефти, подмешиваемой в потоки экспортного направления.

«Положение в магистральной системе контролируется, мы проводим необходимые мероприятия – перенаправление высокосернистой нефти в восточном направлении, в потоки, которые имеют «запас» по параметрам содержания серы», - подчеркнул Игорь Кацал.

Кроме того, компания реализует инвестпроекты по формированию новых центров компаундирования (в настоящее время их около тридцати в системе нефтепроводов), осуществляет автоматизацию для стабилизации параметров по качеству, строит новые резервуарные парки в этих целях. «Все необходимые мероприятия, чтобы стабилизировать серу, как на экспортном направлении так, и в направлении российских НПЗ, мы осуществляем», - отметил он.

Игорь Кацал напомнил, что в 2014 году было принято решение Правительства РФ о стабилизации качества на НПЗ на уровне 2014 года, а весь прирост высокосернистых объемов компания вынуждена направлять на экспортные потоки. В этой связи имеется повышательная динамика в части высокосернистой нефти.

ОАО «АК «Транснефть» предлагает в этих условиях сформировать новый сорт нефти с рабочим названием Urals Heavy. Объем соответствующей высокосернистой нефти, который компания готова уже сформировать в этих целях, с содержанием серы 2,3% - до 30 млн тонн. «Именно этот показатель будет, по нашему мнению, выделен из сорта «Юралс» в высокосернистую составляющую. Не всю, а частично, потому что всего порядка 60 млн тонн в экспортных направлениях. Здесь 30 млн тонн, но это уже значительный объем для того, чтобы не только стабилизировать ситуацию по экспортным направлениям, но и улучшить это качество», - пояснил он. Регионами формирования потоков нефти нового сорта станут предположительно: Ульяновская область, Оренбургская, Самарская, Башкирия, Татарстан и Удмуртия.

Данное предложение ранее было представлено в Минэнерго РФ. У России в этом случае будет уже четыре сорта для поставки по нефтепроводам: «ВСТО», Siberian Light, сернистый сорт Urals с базисом в Приморске и далее Новороссийск и «Дружба» и высокосернистый сорт – Urals Heavy.

По мнению компании, это оправданная мера, и она окажет серьезное влияние на экономические показатели. «Те меры, которые мы предлагаем для формирования нового сорта - не только стабилизируют, но и улучшат качественные параметры в Приморске, «Дружбе», Новороссийске. Экономические показатели нефтяных компаний также значительно возрастут», - отметил Игорь Кацал.

ОАО «АК «Транснефть» совместно с СПбМТСБ создали и утвердили дорожную карту, в рамках которой проводятся мероприятия, чтобы помочь рынку: стабилизировать качество в Приморске, прежде всего, сформировать хороший стабильный сорт, чтобы он стал бэнчмарком.

«Мы готовы к любым вызовам рынка и предложениям нефтяных компаний», - заключил Игорь Кацал.

Первый вице-президент, заместитель Председателя Правления  ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа»  Михаил  Темниченко заявил, что вопрос стабильности качества нефти имеет очень большое значение для покупателя.  По его словам, «тяжелый сорт» не останется «сиротой». Если покупатель будет понимать, что созданы условия для того, чтобы данный сорт сохранял стабильность долгие годы, это будет большим плюсом. Михаил Темниченко отметил, что сорт heavy достаточно распространен на рынке. Он допустил возможность получения в перспективе двух бэнчмарков вместо одного – на Усть-Луге появятся условия для появления собственного маркера, который может торговаться либо как самостоятельный маркер, либо как дифференциал к основному показателю. В целом, Михаил  Темниченко считает, что инициатива «Транснефти» по созданию нового сорта нефти укладывается в парадигму проекта.

В свою очередь, вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Сергей Андронов подчеркнул, что Urals Heavy – это рабочее название предполагаемого нового сорта нефти. «Пока это идея, которая позволит стабилизировать качество на НПЗ России, а также на основных экспортных потоках», - отметил он. Решение будет принимать Правительство РФ и Минэнерго РФ по итогам анализа тех данных, которые ежеквартально предоставляются ОАО АК «Транснефть» - об изменении качественного состава нефти при поставках на экспорт и на НПЗ Российской Федерации.

ОАО «АК «Транснефть», стабилизируя качество и потоки нефти, которые идут на российские заводы и экспорт, видит, что ситуация подталкивает к решению проблемы качества. «Надеемся, что мы получим российский сорт нефти, который будет успешно продаваться через инфраструктуру, созданную компанией «Транснефть», - отметил Сергей Андронов.

Заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров в ходе заседания представил доклад по структуре экспорта российских нефтепродуктов. По данным на 2015 год при первичной переработке нефти в 282 млн т произведено 76 млн тонн дизельного топлива, 39 млн тонн автомобильного бензина и порядка 10 млн тонн авиатоплива.

Практически весь авиационный керосин остается в РФ, как и автобензин, и только дизельное топливо является экспортным продуктом – внутреннее потребление на уровне 32 млн тонн, порядка 34-35 млн тонн дизеля экспортируется, сообщил он.

Владимир Назаров отметил, что все крупные НПЗ сосредоточены в западной части РФ. К системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) подключены не все НПЗ России, а в основном те, которые находятся в западной части. На 20 НПЗ России перерабатывается более 70% нефти, из этих заводов неподключенными к системе остаются четыре – Туапсинский, Ангарский, Комсомольский и Волгоградский. Волгоградский НПЗ будет подключен к системе МНПП в рамках реализации проекта «Юг», добавил заместитель вице-президента.

По магистральной системе транспортируется порядка 25% от общего объема производства светлых нефтепродуктов. Если динамика производства стабильна на уровне 125-126 млн тонн светлых нефтепродуктов, то на долю транспортировки трубопроводным транспортом приходится 25% от этого объема, остальное транспортируется другими видами транспорта (железная дорога, автомобильный и водный транспорт), уточнил он.

Примерно три четверти объема транспортировки приходится на экспортные направления, что является следствием преимущества трубопроводных поставок перед другими видами транспорта: по магистральной системе нефтепродукты транспортируются на большие расстояния, дешевле и большими партиями. Поэтому система МНПП привлекательна для российских производителей при экспорте светлых нефтепродуктов.

Основное направление при поставках нефтепродукта трубопроводным транспортом - это Приморск. Данное направление компания активно развивает и будет расширять в будущем, при этом сокращая объемы зарубежных портов и пунктов потребления. По железной дороге фиксируется сохранение объемов поставок на Прибалтику, заметил Владимир Назаров.

ОАО «АК «Транснефть» стремится к тому, чтобы представлять экономически более привлекательное направление – российские порты, пояснил он.

Владимир Назаров также сообщил, что с мая 2016 года ОАО «АК «Транснефть» возобновляет поставки трубопроводным транспортом в направлении Украины. Поставки не осуществлялись последние два года, и теперь урегулированы все вопросы с украинской и белорусской сторонами.

«Но это не снижает ресурсную базу для российских портов. Наша основная задача создать такие экономические условия для российских производителей, чтобы им было, в первую очередь, экономически выгодно идти в российские порты», - подчеркнул Владимир Назаров.

Он также сообщил, что с проектных 9 млн т в 2013 году, компания уже в 2016 году ожидает поставок нефтепродуктов на Приморск на уровне 15 млн т, при этом ожидается сокращение поставок на порт Вентспилс до 2 млн тонн – это почти трехкратное снижение за последние три года.

«Практически мы видим, что это перенаправление потоков. В этом и есть смысл – мы создали привлекательные условия для российских производителей, не вводя при этом каких-либо ограничений по доступу к системе нефтепродуктопроводов», - подчеркнул он.

Говоря о реализуемых проектах, Владимир Назаров отметил, что в 2016 году проект «Север» достигнет 15 млн тонн в части перевалки. Компания ставит задачу к 2020 году расширить проект «Север» до 25 млн тонн, чтобы создать еще более оптимальные условия для российских нефтяных компаний и еще больший объем продукта перенаправить в российские порты. В 4 квартале 2016 года должна завершиться реализация проекта «Север-15», в рамках которого идет сегодня расширение мощностей.

Вторым проектом по развитию экспортных мощностей РФ является «Юг», в рамках которого будет осуществляться экспорт через порт Новороссийск. Реализуется проект также поэтапно, и в конце 2017 года Волгоградский НПЗ получит возможность транспортировать по системе свой продукт в порт Новороссийск.

Большая часть проектных работ в настоящее время выполнена, отметил Владимир Назаров. Участок Волгоград – Новороссийск будет обеспечивать 6 млн тонн транспортировки, начиная с 2018 года, и уже в период с 2017 года по 2020 год будет реализовываться проект «Самара-Волгоград» с расширением участка от Волгограда до Новороссийска до 11 млн тонн. «То есть в конечном итоге в Новороссийск планируется поставлять 11 млн тонн дизельного топлива с подсоединением к общей системе магистральных нефтепродуктопроводов», - отметил Владимир Назаров.

Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов рассказал об особенностях транзита российских нефтепродуктов через порты Прибалтики. По словам докладчика, грузооборот углеводородов через Прибалтику за последние четыре года снизился практически в два раза. Безбородов отметил, что Прибалтика будет занимать свою нишу по блендингу, доведению до определенного качества, приемке судоходных партий, а не железнодорожных партий.  «…Сегодняшние процессы с девальваций рубля по отношению к евро, процессы в экономике, увеличение совокупной составляющей стоимости транзита по Прибалтике, ведут к тому, что постепенно наш поток уходит оттуда, находит свои ниши в Российской Федерации», – добавил он. «Транснефть», по словам Безбородова, готовит для этого все предпосылки.

Начальник отдела транспортировки нефти и нефтепродуктов Министерства энергетики РФ Александр Богатырев напомнил о том, что перед ведомством поставлена задача по сохранению качества нефти, поставляемой на российские НПЗ на уровне 2014 году. Минэнерго, «Транснефтью», нефтяными компаниями создана рабочая, которая мониторит ситуацию с качеством нефти и вырабатывает всех устраивающие решения, которые будут докладываться в правительство. В том числе, по словам Богатырева, по вопросу  создания  нового сорта нефти Urals Heavy.

Юрий Щербанин, заведующий кафедрой  нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа, в свою очередь поддержал предложение ОАО «АК «Транснефть» по созданию нового сорта нефти Urals Heavy. По его мнению, технологические мощности европейских НПЗ позволяют перерабатывать высокосернистую нефть.

Консультант VYGON Consulting Дарья Козлова, говоря о тенденциях и перспективах экспорта российской нефти в Западном направлении в 2016-2017 гг, отметила, что  в 2015 г. произошел слом тренда по снижению объема экспорта, в том числе и в Западном направлении поставок. Прирост объемов экспорта сырой нефти стал возможен благодаря снижению первичной переработки нефти при росте добычи жидких углеводородов, отметила она. По словам Дарьи Козловой, при увеличении поставок в восточном направлении наблюдался также прирост и по западным маршрутам. По прогнозу эксперта VYGON Consulting, экспорт нефти в западном направлении к 2017 г. может увеличиться на 17 млн тонн. В заключение эксперт отметила, что в долгосрочной перспективе необходимо рассматривать различные сценарии по экспорту нефти, учитывая в том числе оценку эффективных свободных мощностей нефтепроводной системы «Транснефти».  

Главный редактор Нефтегазового журнала «ИнфоТЭК», Председатель  Подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Наталья Шуляр в своем выступлении рассказала о состоянии российского рынка нефтепродуктов. По ее словам, основным фактором, влияющим на исполнение планов в отрасли, на рост и снижение добычи,  являются «игры с налогами». В том числе данный фактор влияет на реализацию планов «Транснефти», считает главный редактор Нефтегазового журнала «ИнфоТЭК». Наталья Шуляр назвала очевидные  последствия налогового маневра, в число которых вошли: резкое снижение маржи нефтепереработки, переориентация с переработки углеводородного сырья на экспорт сырой нефти, снижение поступлений от НДПИ и пошлин в условиях низких мировых цен на нефть, неотвратимый рост цен на нефтепродукты и снижение уровня жизни населения. Одной из главных рекомендаций, по мнению Шуляр, является проведение силами российских консультантов анализа мирового баланса спроса и предложения на нефть, нефтепродукты, продукты нефтехимии и газопереработки на ближайшую перспективу.

Дмитрий Александров, заместитель Генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал,  отметил, что с точки зрения биржевой торговли, введение экспортного канала для более высокосернистой нефти – это очень хорошее решение.

Дмитрий Орлов  поблагодарил всех участников Экспертного совета, отметив плодотворность проведенной дискуссии.

 

 

Экспертный совет ОАО «АК «Транснефть»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS