Наверх

Ответственность на каждом этапе

ООО «ЦУП ВСТО» (дочернее общество ПАО «Транснефть») завершает сварку линейной части нефтепровода-отвода «ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ». На лето запланировано проведение гидроиспытаний нефтепровода. На трех площадках будущих нефтеперекачивающих станций кипит работа. Крупному инвестиционному проекту в Хабаровском крае отведена значительная роль в экономике региона. При этом строительство нефтепровода не должно нести существенных экологических рисков. Встреча со специалистами ООО «ЦУП ВСТО», которые отвечают за экологическую безопасность проекта на каждом этапе, состоялась на строительной площадке.

– А правда, что из-за одного цветка может быть остановлена целая стройка? На фоне рычащих трубоукладчиков, снующих самосвалов и погрузчиков вопрос звучит почти фантастически – масштаб строительства нефтепровода-отвода «ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ» невольно вызывает уважение.

– Целую стройку, конечно, не остановят, да и нет в этом необходимости, – вполне серьезно отвечает Елена Тимофеева, главный специалист отдела экологической безопасности ООО «ЦУП ВСТО». – Взять, к примеру, строительство линейной части отвода – она поделена на несколько участков. Зачем же останавливать работы на всей трассе? А вот на том участке, где обнаружат редкое растение, даже один цветок, все работы должны быть приостановлены.

В доказательство своих слов она протягивает мне цветную брошюру. Читаю: «Стандарт организации. Исполнение требований природоохранного и лесного законодательства при использовании лесов для проведения работ на объектах Программы развития, технического перевооружения и реконструкции ПАО «Транснефть», реализуемых ООО «ЦУП ВСТО». Опережая мои вопросы, Елена Тимофеева поясняет:

– Этой инструкцией мы руководствуемся с самых первых этапов стройки, начиная с изысканий. И если в створе трассы будущего нефтепровода или на предполагаемой площадке строительства нефтеперекачивающей станции мы обнаружим редкие, краснокнижные растения, то допускается только единственное решение – трасса изменит направление, для НПС выберут другое место. Случается, что редкое растение встретится уже на этапе проведения строительно-монтажных работ. Тогда, как я уже говорила, работы остановят. Будет создана комиссия из представителей заказчика, подрядчика стройки, местного лесничества. Редкое растение будет пересажено в безопасное место по согласованию с соответствующими природоохранными органами. Либо, при сохранении первоначальных технических условий размещения объекта, разрабатываются компенсационные мероприятия, направленные на обеспечение сохранности краснокнижных растений. Мы постоянно актуализируем список редких растений, доводим его до подрядных организаций и следим за соблюдением инструкции.

Как всякий промышленный проект, отвод «ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ» для ООО «ЦУП ВСТО» – это большая экологическая ответственность. Почти 300 километров нефтепровода протянулись по территории трех районов Хабаровского края: Амурского, Комсомольского и Солнечного. Для обеспечения экологической безо­пасности при эксплуатации трубопровода проектные организации досконально изучили свойства и поведение грунтов в период эксплуатации трубопровода, подготовили расчеты, подтвержденные натурными исследованиями. Опираясь на эти исследования, при строительстве нефтепровода предусмотрен ряд мероприятий, которые компенсируют негативное влияние на трубопровод опасных природных и геологических процессов.

– Здесь каждый понимает цену ошибки при строительстве нефтепровода и тот ущерб, который может быть нанесен. Поэтому ответственность и контроль на каждом этапе для нас не просто слова, – говорит Илья Волков, заместитель начальника штаба строительства линейной части № 20. Он ведет меня к самому протяженному подводному переходу нефтепровода (ППМН). Протяженность ППМН через реку Харпи – 7 250 метров от задвижки до задвижки. И он объединяет пойму двух рек – Харпи и Алькан.

– Подводные переходы считаются самыми сложными участками строительства линейной части, – говорит Илья Волков. – Нефтепровод проходит по дну реки, под толщей воды, этот участок нефтепровода называется дюкер. На подводных переходах используется трубная продукция с увеличенной толщиной стенки. После сварки дюкера проводится дублирующий контроль всех стыков, выполняется внутритрубная диагностика с целью выявления возможных дефектов. Перед самой укладкой дюкера проводятся его гидроиспытания. Внутрь закачивается вода, и поднимается давление до максимально возможных заводских параметров трубы. Такие меры позволяют с уверенностью говорить о надежности укладываемой трубы и экологической безо­пасности проекта.

Столь же пристальное внимание к сохранности окружающей среды уделяется и на площадочных объектах. На площадки нефтеперекачивающих станций вместе со строителями приходят экологи. На проекте отвода «ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ» таких площадок три.

– Мы должны знать состояние окружающей среды, состояние того, на что в первую очередь могут оказать воздействие предстоящие строительно-монтажные работы. Это называется оценкой фонового естественного состояния окружающей среды. Относительно этих наблюдений можно будет оценить, как повлияли строительно-монтажные работы на природу, можно также корректировать нашу работу, чтобы снизить это влияние, – рассказывает Антон Дементиевский, начальник отдела экологической безопасности ООО «ЦУП ВСТО». Периодичность наблюдения за теми или иными компонентами природной среды установлена в нормативных документах «Транснефти». Так, например, пробы атмосферного воздуха отбираются в зимний и летний периоды. Мониторинг подземных вод проводится раз в четыре месяца. Обычно проводят визуальные наблюдения либо замеряют определенные физические параметры, например скорость течения, отбирают пробы (вода поверхностная, вода подземная, почва, воздух). Полученные данные детально исследуются в лаборатории, оцениваются, составляются отчеты.

Отдельный комплекс мер направлен на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам. Выпуск мальков ценных пород рыб в бассейны рек и пруды производится регулярно во всех регионах присутствия компании. При реализации проекта «Нефтепровод-отвод «ТС ВСТО – Комсомольский НПЗ» местом выпуска подращенной молоди ценных пород рыб выбираются реки, входящие в бассейн реки Амур в Хабаровском крае.

В 2017 году ООО «ЦУП ВСТО» выпустит более 300 тысяч мальков амурского осетра и кеты. Экологическая составляющая занимает большую и важную часть проекта, в основу которого положен принцип: «Не навреди!» И он не меняется год от года.

«Коммерсант - Дальний Восток - Online»

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS